} Игровые группы, возникающие на основе личного интереса, самое интересное явление детской жизни (Александра Платоновна Усова).
} В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях мало доступны.
} Это отношения контроля, соподчинения, взаимной помощи.
} В играх между детьми часто возникают конфликты – их важно рассматривать как специфические значимые ситуации общения (считалки).
} В этой группе уже до начала игры сложилась определенная система личных отношений, в которой ребенок имеет тот или иной социометрический статус (межличностные отношения до игры).
} От этого статуса зависит распределение ролей (сюжетно-ролевые отношения).
} В результате появляется и третий план отношений – организационные отношения по поводу игры («А так не бывает»).
} В процессе развития игры как совместной деятельности усложняются и организационные формы взаимодействия ее участников:
} «игра рядом»,
} «механическое взаимодействие» (слияние в одной игре разнородных действий),
} взаимодействие на основе общего содержания игры,
} взаимодействие на основе личных предпочтений детей.
} Успешность деятельности положительно влияет на положение ребенка в группе. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.
} Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.
} Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности.
} Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей.
} Исследование О.О. Папир обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.
} Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников. Кишинев, 1989
} Папир Ольга Олеговна Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно- ролевой игре: Автореф. канд. дис.- М, 1993.
} Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности.
} Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей.
} Исследование О.О. Папир обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.
} Уже в дошкольной группе выделяются дети, которые умеют общаться со всеми – другими словами они обладают высоким уровнем социального интеллекта. Это так называемые социально одаренные дети.
} Такие дети являются инициаторами и организаторами игр,
} Чувствуют настроение окружающих; обладают психологической наблюдательностью (высокий уровень эмоционального интеллекта).
} Воспринимают другого человека как полноправного субъекта взаимодействия, человек как «самоценность».
} Обладают как правило организаторскими способностями.
} Умеют разрешать конфликтные ситуации общения (примеряют, сдруживают других детей)
} Обладают чувством юмора
} Способны к децентрации – способность человека поставить себя на место другого человека, посмотреть на все со стороны
} Вместе с тем, отличаются повышенной ранимостью, чувствительностью, нуждаются в бережном отношении со стороны взрослых и ровесников.
} В общении детей проявляются их индивидуально-психологические особенности.
} Холерики, сангвиники характеризуются общительностью, активностью, живой мимикой, быстрым темпом речи, стремлением к телесному контакту во время игр, активной жестикуляцией. Им свойственно стремление подчинять партнеров по игре, доминировать. При этом холерики часто не сдержаны, часто провоцируют конфликты.
} Сангвиники – используют детский фольклор при конфликтных ситуациях.
} Флегматики, меланхолики малообщительны, могут с трудом включаться в игры других детей. Часто уступают главные роли, менее активны, предпочитают держаться на расстоянии.
} Среди основных факторов, способствующих недоброжелательности, конфликтности детских отношений, большему числу в группа детей, испытывающих эмоциональное неблагополучие, были выделены авторитарность в воспитании со стороны родителей и педагогов.
} Как показало исследование существенное влияние на взаимоотношения дошкольников в группе детского сада оказывает стиль педагогического общения (Т.А. Репина).
} Таким образом, группа детского сада - целостное образование, представляет собой единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.