Учебник по теории и методике гимнастики для университета физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов в Республике Беларусь создан впервые. Он подготовлен коллективом кафедры гимнастики в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, с действующей Учебной программой по направлениям специальности «1–890101–01 спортивно–педагогическая деятельность».
При написании учебника авторский коллектив исходил из понимания большой социальной, воспитательной и образовательно–развивающей значимости дисциплины «Гимнастика», ее особой роли в подготовке дипломированных специалистов отрасли с должным уровнем интеллектуальных, нравственных, гражданских и патриотических качеств, высокой ответственности за осуществление гуманной профессиональной миссии.
Гимнастика–многопрофильная, постоянно развивающаяся дисциплина. Популяризации ее во многом содействовали успехи на мировой арене спортивной, художественной гимнастики, акробатики, связанные с именами выдающихся мастеров – Ольги Корбут, Антонины Кошель, Тамары Лазакович, Светланы Баитовой, Светланы Богинской, Марины Лобач, Вадима Биндлера, Виталия Щербо, Ивана Иванкова и других выдающиеся мастеров белорусской гимнастики. Многие некогда самостоятельные системы физических упражнений ныне с гордостью причисляют себя к гимнастике. Обилие культивируемых в стране разновидностей гимнастики (гимнастика йогов, китайская гимнастика у-шу, волевая, аэробная, танцевальная, атлетическая гимнастика, пластическая гимнастика, дыхательная гимнастика и т.д.), мотивация растущего интереса к оздоровительно–развивающим возможностям их среди различных слоев населения отражают понимание позитивного влияния гимнастических средств и упражнений на здоровье людей.
|
|
При подготовке учебника использован практический опыт нескольких поколений преподавателей кафедры гимнастики в тренерской, преподавательской, организационной, пропагандистской, спортивно–театрализованной деятельности. Структура и содержание глав, разделов и подразделов учебника вытекают из выработанной коллективом концепции преподавания гимнастики в условиях социально–экономических преобразований в стране. Идея концепции – в смещении акцентов в преподавании от традиционного, ограниченного рамками классического олимпийского многоборья направления, к оздоровительно–развивающему, побуждающему педагога работать творчески: размышлять, искать, экспериментировать, наполняя занятия музыкой, акробатикой, хореографией, аэробикой, танцами, играми, импровизацией, живым профессиональным общением.
|
|
Современный дипломированный специалист отрасли должен пройти разностороннюю гимнастическую подготовку, овладеть разнообразными средствами, методами, приемами, чтобы внедрить все это богатство в учебно–тренировочный процесс.
Согласно определившейся логике курса гимнастики и целевым ориентациям преподавания, в учебнике расширен объем материала, необходимого будущим учителям, инструкторам, методистам, самим занимающимся –разделы общеразвивающих и прикладных средств, игровых упражнений. Включен большой объем заданий для группового и индивидуального использования с организационного–методическими указаниями по освоению и совершенствованию их.
Учебник состоит из четырех частей, тесно взаимосвязанных между собой и органично дополняющих друг друга.
В первой части раскрываются задачи, содержание, специфика гимнастики как средства и метода физического воспитания. Приводится исторический экскурс, раскрывающий этапы развития, формирования олимпийских традиций белорусской гимнастики.
Вторая часть посвящена характеристике используемых в гимнастике средств общего и специального назначения. Наряду с традиционными широко представлены акробатические упражнения, прыжки на батуте, аэробика, общеразвивающие и игровые упражнения, реализуемые в виде подвижных игр, эстафет с помощью игрового и соревновательного методов.
Третья часть учебника раскрывает вопросы организации и методики занятий гимнастикой, включая необходимые данные о биомеханических основах техники упражнений, психолого–педагогических, физиологических аспектах методики обучения, физической и функциональной подготовки, обеспечение безопасности занятий.
В последней, четвертой части приведены необходимые для будущих специалистов отрасли рекомендации по организации и методике проведения соревнований. Не оставлен без внимания опыт белорусских специалистов в области спортивно–театрализованных выступлений и празднеств, воплощаемый в коллективе в соответствии со специальностью «спортивная режиссура».