Зарождение гимнастики

О пользе гимнастических упражнений знали в глубокой древности. Еще за три тысячелетия до новой эры широко культивировали гимнастику в гигиенических целях в Древнем Китае, Индии. Фрагменты необычайно суровой гимнастики древних обитателей острова Крит раскрывают многочисленные наскальные изображения и фрески. Юноша захватывает рога гигантского быка и в следующее мгновение, подброшенный кверху разъяренным чудовищем, взлетает в стойку на руках и далее, ловко перевернувшись через голову, оказывается на спине обескураженного животного.

Постигая секреты «вольтижировки» на живом снаряде, подвергая себя смертельной опасности, юноши и девушки воспитывали в себе мужество, ловкость, мгновенную реакцию и тончайший расчет – качества необходимые в борьбе с суровыми условиями стихии, в борьбе за существование.

Системы физического воспитания в первобытном обществе не существовало. Все используемые виды упражнений носили естественно–прикладную направленность, обеспечивая удовлетворение нужд общества в пище, одежде, жилище. Подражая взрослым охотникам, воинам, скотоводам и земледельцам, юноши упражнялись в длительной ходьбе и беге, лазании по деревьям, метании копья, камня…

Лишь в рабовладельческий период эти упражнения начинают складываться в самостоятельную отрасль культурной жизни общества, достигнув наибольшего расцвета в Древней Элладе (наст. – Греция).

Термин «гимнастика» (от греческого слова «гимнас» – обнаженный, голый) возник в VIII–VII веке до н.э.

Только юноши с хорошим физическим развитием имели право заниматься в «гимнасиях» (учебных заведениях, дававших лучшее для той поры образование) и соответственно с гордостью именоваться «гимнастами».

Позже, с созданием в Древней Греции системы физического воспитания, название «гимнастика» обретает универсальный смысл, объединяя все виды физических упражнений, в том числе бег, прыжки, метания, борьбу и т.д.

Большое значение придавалось гимнастике для боевой подготовки воинов в Спарте, в Древнем Риме. Широко использовались лестницы, искусственные сооружения для обучения штурму неприятельских крепостей. Большое значение уделялось отработке приемов верховой езды на деревянных макетах лошади («вольтижировка»), фехтованию, стрельбе из лука. В период средневековья церковью, как идеологом раннефеодального общества, проповедуется культ аскетизма. Любая форма двигательной деятельности, не связанная с выполнением профессионально–трудовых, боевых и религиозных обязанностей жестоко пресекается. Гимнастика была провозглашена «деянием» сатаны. Уступка делалась лишь светским феодалам воинам–рыцарям, подготовка которых требовала воспитания грубой силы и ловкости в фехтовальных или борцовских поединках.

По воле судьбы не ощущала притеснений акробатика. При дворах королей, в феодальных замках, а позже и в провинциальных городах было много бродячих акробатов, канатоходцев, клоунов – профессиональных артистов, которые, развлекая своим искусством, зарабатывали на жизнь.

В эпоху Возрождения, противопоставляя феодальным веяниям самоограничений, передовая часть общества (образованная интеллигенция) настойчиво проводит идею гармоничного развития личности, видя в этом лучший способ укрепления здоровья, развития физических и духовных сил.

Среди большого множества опубликованных с XVI в. произведений наибольшую популярность приобрел трактат итальянского врача Иеорохима Меркуриалиса «Искусство гимнастики», в котором он предпринимает попытку возродить античную гимнастику. Автор делит гимнастику на врачебную, атлетическую и военную. Оздоровительную гимнастику, не связанную со стремлением побеждать, он считает основным средством физического воспитания. Большую роль в возрождении гимнастики имел труд преемника Меркуриалиса французского придворного акробата А.Туккаро (1538–1616), в котором он систематизировал все известные в то время акробатические упражнения.

Свое мнение о том, как должно быть организованно физическое воспитание детей и подростков в просвещенном обществе и убежденность огромной роли гимнастики в этом процессе в своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» высказывает французский писатель–гуманист Франсуа Рабле (1494–1553).

В изложенных им нескольких сотнях культивировавшихся в замках рыцарей, в крестьянской и городской общинах видов физических упражнений, игр, танцев основу составляют общеразвивающие упражнения с гантелями, с палками, лазания по шесту, по вертикальному канату, расхождения на горизонтальном шесте, укрепленном на двух деревьях и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: