История гимнастики

Гимнастика у древних народов

В глубокой древности гимнастические упражнения не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер.

В древнем рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (9 в. до н.э.) для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания.

Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.

В Афинах возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве, так же как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем мальчики богатых родителей посещали платные школы. Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.

В Древнем Риме физическая подготовка имела ярко выраженную военную направленность. Для подготовки воинов применялись такие гимнастические упражнения как лазание по канату, шесту, лестнице, скалалазание, и упражнения на деревянном коне.

В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики по общим названием ушу. Каждая из них имела свое наименование.

Первая форма ушу – солин или внешняя носила явно выраженную военную направленность. Ее средства и методы использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением основных групп мышц.

Вторая форма ушу – тай-дзи - сохранилась до наших дней, ее еще называют внутренняя. Она носила явно выраженный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. В отличие от первой формы движения выполнялись с некоторым расслаблением всех мышц и воздействием с их помощью преимущественно на внутренние органы.

В Древней Индии в основе гимнастических упражнений лежала религиозно-философское учение – йога. Каждое упражнение имеет свое название и назначение, указывается, на какой орган оно воздействует. Отдельные упражнения объединяются в комплексы также с определенным назначением (например, «Упражнения, улучшающие работу пищеварительного тракта»).

В Древнем Египте большой популярностью пользовались акробатические упражнения. При храмах проводились соревнования по гимнастике с награждением победителей.

Гимнастика в Средневековье

В ранний период феодализма церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями рассматривалась как ересь достойная отлучения от церкви.

Уступка была сделана только феодалам. Они занимались физическими упражнениями, чтобы воспитать себя как воинов, способных защищать светских и духовных владык от внешних и внутренних врагов. Для их физического развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, упражнения в прыжках, лазание, перелазание через

различные препятствия и др.

Гимнастика в эпоху Возрождения (14-16вв.)

В этот период времени происходит расшатывание авторитета церкви, а следовательно и ее взглядов о двигательной активности. Большие научные достижения произошли в области естествознания.

Большой интерес для истории гимнастики представляет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». Он разделил гимнастку на военную, врачебную и атлетическую.

В этот период Арканджелло Туккаро написал первое руководство по акробатике. Им были выделены две группы упражнений: без снарядов (предметов) – упражнения на гибкость, кувырки, сальто и с использованием снарядов – упражнения на гимнастическом столе, прыжки с трамплина, штурмового мостика.

Уже в то время Ян Амос Коменский выдвинул принципы обучения для физического воспитания:

а) сознательности и активности;

б) наглядности;

в) постепенности и систематичности.

Во времена эпохи Возрождения смена феодального способа производства более прогрессивным капиталистическим привела к положительным переменам в философских взглядах, в развитии науки, физической культуры, а, следовательно, и в гимнастике в частности.

Гимнастика в Новое время

В этот период большое внимание уделялось физическому воспитанию путем использования гимнастических упражнений. Развивались идеи Я.А.Коменского и Д.Локка о необходимости развития функций органов чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. Наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци. Физическое воспитание, по убеждению Руссо, является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в развитии их двигательных способностей он предлагал использовать соревновательный метод.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци рекомендовал развивать у детей двигательные, умственные, нравственные способности; формировать умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. Чтобы обучение было доступным и понятным, он предлагал все отрасли знания свести к основным, простым и ясным элементам.

Таким образом, в Новое время гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного капиталистического способа производства, развития наук, культуры, повышения боеспособности армий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: