Гимнастика – учебно-педагогическая и научная дисциплина

Гимнастика является педагогической дисциплиной. Она имеет свое содержание, теорию, историю, методы преподавания, область научных исследований.

Содержанием гимнастики являются специфические для нее средства и методы физического воспитания занимающихся.

Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными двигательными действиями и др.

Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффективные гимнастические упражнения, методику их использования, музыкальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно формулировать мысли и выражать их четко, доходчиво и эмоционально.

Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе.

Гимнастика тесно связана с музыкой, изобразительным искусством, с хореографией и театром. Эта связь была блестяще показана впервые на ХХII Олимпийских играх в Москве (1980), когда ее участники и зрители получили потрясающее впечатление от церемоний открытия и закрытия и др.

Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содержанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к учебной и трудовой деятельности и воинской службе.

История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории и методики гимнастики большое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и современной теории и практики, предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.

Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспитания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений.

Гимнастика научная дисциплина – является частью науки о физическом воспитании.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гимнастике может проводиться по всем изучаемым темам.

Объектом исследования в гимнастике является изучение закономерностей физического развития и совершенствования человека с помощью средств, которые характерны для гимнастики.

Актуальным является изучение закономерностей обучения сложным упражнениям, которые в повседневной жизни не встречаются.

Предмет исследования – характеристики объекта исследования. Гимнастика имеет свой предмет исследования, который может в какой-то мере значительно отличаться от других спортивных дисциплин.

Исследованию подлежат такие характеристики, как:

· техника гимнастических упражнений;

· методика развития физических способностей;

· методика обучения гимнастическим упражнениям;

· методика проведения гимнастики в школе;

· методика подготовки спортсменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: