Поведение потребителя следует рассматривать поэтапно. Первый заключается в изучении предпочтений потребителя, выработке критериев, по которым он может предпочесть один товар другому. На втором этапе необходимо учесть, что каждый потребитель располагает определенным доходом, т.е. его бюджет ограничен. И, наконец, на третьем этапе, совместив желания и возможности потребителя, мы раскроем механизм потребительского выбора.
Необходимо представить модель ситуации выбора:
1)предполагается, что есть из чего выбирать;
2)из множества вариантов надо выбрать один, отвергнув остальные;
3)мы можем сравнивать блага, а также знаем, что большее количество товара предпочтительнее меньшего.
Кривые безразличия представляют собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, т.е. потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой. Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова.
В любой точке кривой потребитель получает одинаковую полезность - потребностей. Чем дальше находится кривая безразличия, тем выше степень
поэтому кривая и называется - кривая безразличия.
Для описания предпочтений человека по всем наборам двух товаров, изображают карту кривых безразличия для разных уровней удовлетворения удовлетворения потребностей. Карта кривых безразличия позволяет показать на одном графике взаимосвязь трех переменных: уровень полезности, количество товара X и количество товара У.
Свойства кривых безразличия:
Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.
Кривые безразличия не могут пересекаться.
Кривая безразличия выпукла к началу координат.
1. 16) Факторы производства. Производственная функция. Изокванты.
Фак торы пр: переменные и постоянные (в основе не временный фактор а объем производства)
Основными факторами, оказывающими влияние на производственную структуру, являются:
1. характер выпускаемой продукции и ее номенклатура
2. масштаб производства
3. уровень кооперирования
Земля — это естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве.
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Капита́л (от лат. capitalis — главный, доминирующий, основной) — совокупность имущества, используемого для получения прибыли.
Предпринима́тельские спосо́бности (бизнес) — это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства, экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.
Информация (от лат. information — разъяснение, изложение) — ресурс, используемый в экономических процессах.
В условиях рыночной экономики экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход:
- Земля — Рента
- Труд — Заработная плата
- Капитал — Процент
- Предпринимательские способности — Прибыль
Произв ф-ция:
Зависимость между объемом выпуска продукции и применяемыми при этом факторами производства называется производственной функцией
Изокванта – линия, все точки которой показывают разные сочетания производственных факторов, дающие одинаковый объем выпуска продукции.
Изоквант можно построить множество. Свою линию для каждого объема выпуска продукции. В результате получается карта изоквант.
Примечание: для Q2 требуется больше ресурсов.
В зависимости от того, какое количество труда и капитала используется – изменяется величина общих издержек (ТС).
Фирма покупает факторы производства на рынке. Если цену единицы обозначить как РL и РК, то общие издержки на приобретение двух факторов можно рассчитать:
ТС = РL*L + РК*К
L,К – количество единиц труда и капитала.