О. А. Воронина (доктор философских наук) выделяет четыре направления:
1.) Квазигендерная теория
Особенности
-Осуществляется противопоставление полов
-Гендер понимается как социальная маркировка биологического пола
-Нет анализа влияния культуры и социума, обычно просто констатируется различие между полами без объяснения причин
(например, просто сказали - у мужчин РП больше (или меньше), не вдаваясь почему)
Основная цель: установление различий между полами, исходя из их биологического статуса (пола).
2)Гендер как стратификационная категория
особенности
-Гендер рассматривается как статус (место человека в структуре общества) наряду с другими социальными категориями (класс, раса, возраст и т.д.)
-Гендер задает иерархию социальных отношений и социальные роли.
-Гендер выступает как технология, регулирующая направление становления человека, его со-циальную самореализацию
-Гендер рассматривается как процесс создания социально-нормативного субъекта
3.)Гендер как культурная метафора (гендер как символический аспект)
|
|
Мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы символических рядов. Мужское выступает как рациональное, духовное, божественное (небесное), культурное. Женское как чувственное, земное (водное), телесное, греховное, природное.
4.) Гендер как социальный конструкт
В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая или конструируемая ими). Этот подход основан на двух постулатах:
1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьёй, средствами массовой информации;
2) гендер строится и самими индивидами на уровне их сознания (то есть гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.).
ПРОБЛЕМЫ ПОЛА В ФИЛОСОФИИ
Философия пола
На протяжении всей истории развития философской мысли представления о смысле половых различий, об их природе и роли постоянно менялись
В античности происходит переход от почитания плодородия, земного, природного (женского начала)