Мужское начало ассоциируется с активной детерминирующей формой, женское с пассивной хаотичной материей. Материя же представляется у древних греков как что-то, что должно быть трансцендировано в поисках рационального знания. Происходит противопоставление мужского и женского, при этом мужское становится более значимым и позитивным.
Основные противоположности мира (Пифагорейцы)
мужское-женское
оформленное-бесформенное
четко-нечеткое
правое-левое
свет-тьма
добро-зло
ограниченное-неоограниченное
душа-тело
рациональное-эмоциональное
активное-пассивное
Платон 427-347 днэ
Дуализм души и тела, рациональности и эмоциональности заложен уже в ранних работах Платона. В общественно-политических работах (Государство) признается равенство полов. Однако в диалогах Пир, Тимей снова утверждается превосходство мужчин. В диалоге Пир впервые упоминаются андрогины, объединившие мужское и женское начала. Они были настолько сильны, что бросили вызов богам. Зевс повелел разорвать их на две половины - мужскую и женскую. С тех пор жажда целостности и стремление к ней - любовь - движет людьми.
|
|
Аристотель 384-322 днэ
Происходит усиление дихотомии - разумное, активное - мужское начало противопоставлено хаотичной материи (пассивному женскому началу). Разделение полов имеет не биологическое, а онтологическое основание: лучше, когда высший принцип отделен от низшего. Поэтому, если это возможно и там, где это возможно, мужское отделено от женского (О происхождении животных)
Роль в обществе мужчины выше, чем женщины (это заложено природой), поэтому мужчина господствует, а женщина должна находиться в подчинении. Одни и те же личностные качества, черты характера для мужчин и женщин не могут быть одинаково положительны (для одного пола это добродетель, тогда как для другого -недостаток). Застенчивость, например. Столь же различны функции мужчины и женщины в семье: каждый выполняет свои обязанности (Никомахова этика)
Средние века и эпоха Возрождения