Этапы гендерной социализации в различных теориях

Так, Ш. Берн выделяет четыре стадии установления половой идентичности: ген-дерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу); гендер-ную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя); дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или де-вочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе) [4].

С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа: 1) ребенок уз-нает, что существует два пола; 2) он включает себя в одну из этих категорий; 3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения

И.С. Кон отмечает, что первичное сознание своей половой принад-лежности формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее ус-тойчивый стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержа-ние гендерной идентичности меняются, включая широкий набор маскулинных и фемининных черт

Развитие моральных суждений (теория Л.Колберга)

Стадии морального развития:

0. хорошо то, что я хочу и что мне нравится

1. послушание из страха наказания

2. гедонизм, обмен услугами

3. ориентация на мнение значимых других, конформность

4. ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка

5. ориентация на высший закон и собственную совесть

6. ориентация на универсальный этический принцип

**

Теория К. Гиллиган. Книга "Другим голосом" 1982

Моральное развитие женщин происходит иначе, чем мужчин

Девочек учат ценить человеческие качества, хорошие отношения с людьми, тогда как мальчиков учат независимости.

(От себя: ну да, MMPI терпимее к женским закидонам)

Мужчины рассматривают моральные суждения с позиции принятых законов

Женщины придают значение межличностному фактору, оценивают события с точки зрения непо-средственной заботы и помощи

Мужчины отдают предпочтение абстрактному принципу справедливости и правам человека.

** проявление сексуальности

Гормональные сдвиги в подростковом возрасте вызывают изменения в строении тела и новые сек-суальные переживания. Возникающая тревога по поводу своего телесного облика часто связана именно с половыми признаками или несоответствием своего тела стереотипному образу маскулин-ности/феминности.

В пубертате меняется структура гендерного самосознания, закрепляется не только гендерная, но и сексуальная идентичность, включая сексуальную ориентацию.

Возникает проблема подростковой гиперсексуальности (повышенная половая возбудимость), особо проявляющаяся у юношей, хотя сходные тенденции могут существовать и у девушек.

Пубертатный период - это не только фаза биологического созревания, но и определенный социаль-ный переход к взрослой жизни.

Сексуальное поведение подростка не является простым выражением его внутренних потребностей. Подростки начинают ухаживать не столько в зависимости от собственной половой зрелости, сколь-ко в соответствии с культурными нормами.

*

По данным М. Ньюкома сексуальное поведение подростков связано с:

1. Вовлеченностью в свидания (сексуально-активная среда общения)

2. Самоуважением

3. Феминистскими установками

4. Девиантной средой общения

5. Субъективными потребностями

6. Коммуникативными трудностями

7. Напряженными жизненными событиями

Юноши чаще, чем девушки, находятся в статусе достижения идентичности

Девушки чаще находятся в статусе предрешенности (принимают обязательства, не проходя периода самостоятельных решений). На этом этапе у девушек больше конфликтов, касающихся планов со-здания семьи и профессионального самоопределения.

**

Гендерные особенности взрослого возраста

**

Периодизация взрослой жизни мужчин (по Левинсону) - для мужчин (от себя: 58 лет ему было, ко-гда он все придумал)

Выделяются три эры жизни:

1. С 17 до 40 лет - ранняя взрослость

2. С 40 до 65 лет - средняя взрослость

3. С 65 лет - поздняя взрослость

Переход на новую эру сопровождается кризисом

С 17 до 22 лет, с 40 до 45 лет, с 60 до 65 лет

**

Период ранней взрослости- от 17 до 40 лет

1. Переход к ранней взрослости с 17 до 22 лет

2. Вхождение в мир взрослых с 22 до 28 лет

3. Период тридцатилетий с 28 до 33 лет

4. кульминационный период ранней взрослости с 33 до 40 лет.

Период начинаний.

Основные задачи периода начинаний:

1. Увязать мечты с реальностью

2. Найти наставника

3. Обеспечить карьеру

4. Наладить интимные отношения (найти "особую женщину" - термин Левинсона)

**

Периодизация жизни женщин

Вэнди Стюарт, Рут Дроэдж, Катрин Фарст, Диана Адамс

Период начинаний с 17 до 33 лет

Основные задачи этого периода:

1. Увязать мечты с реальностью

2. Найти наставника

3. Обеспечить карьеру

4. Наладить интимные отношения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: