Так, Ш. Берн выделяет четыре стадии установления половой идентичности: ген-дерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу); гендер-ную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя); дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или де-вочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе) [4].
С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа: 1) ребенок уз-нает, что существует два пола; 2) он включает себя в одну из этих категорий; 3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения
И.С. Кон отмечает, что первичное сознание своей половой принад-лежности формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее ус-тойчивый стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержа-ние гендерной идентичности меняются, включая широкий набор маскулинных и фемининных черт
Развитие моральных суждений (теория Л.Колберга)
Стадии морального развития:
0. хорошо то, что я хочу и что мне нравится
1. послушание из страха наказания
2. гедонизм, обмен услугами
3. ориентация на мнение значимых других, конформность
4. ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка
5. ориентация на высший закон и собственную совесть
6. ориентация на универсальный этический принцип
**
Теория К. Гиллиган. Книга "Другим голосом" 1982
Моральное развитие женщин происходит иначе, чем мужчин
Девочек учат ценить человеческие качества, хорошие отношения с людьми, тогда как мальчиков учат независимости.
(От себя: ну да, MMPI терпимее к женским закидонам)
Мужчины рассматривают моральные суждения с позиции принятых законов
Женщины придают значение межличностному фактору, оценивают события с точки зрения непо-средственной заботы и помощи
Мужчины отдают предпочтение абстрактному принципу справедливости и правам человека.
** проявление сексуальности
Гормональные сдвиги в подростковом возрасте вызывают изменения в строении тела и новые сек-суальные переживания. Возникающая тревога по поводу своего телесного облика часто связана именно с половыми признаками или несоответствием своего тела стереотипному образу маскулин-ности/феминности.
В пубертате меняется структура гендерного самосознания, закрепляется не только гендерная, но и сексуальная идентичность, включая сексуальную ориентацию.
Возникает проблема подростковой гиперсексуальности (повышенная половая возбудимость), особо проявляющаяся у юношей, хотя сходные тенденции могут существовать и у девушек.
Пубертатный период - это не только фаза биологического созревания, но и определенный социаль-ный переход к взрослой жизни.
Сексуальное поведение подростка не является простым выражением его внутренних потребностей. Подростки начинают ухаживать не столько в зависимости от собственной половой зрелости, сколь-ко в соответствии с культурными нормами.
*
По данным М. Ньюкома сексуальное поведение подростков связано с:
1. Вовлеченностью в свидания (сексуально-активная среда общения)
2. Самоуважением
3. Феминистскими установками
4. Девиантной средой общения
5. Субъективными потребностями
6. Коммуникативными трудностями
7. Напряженными жизненными событиями
Юноши чаще, чем девушки, находятся в статусе достижения идентичности
Девушки чаще находятся в статусе предрешенности (принимают обязательства, не проходя периода самостоятельных решений). На этом этапе у девушек больше конфликтов, касающихся планов со-здания семьи и профессионального самоопределения.
**
Гендерные особенности взрослого возраста
**
Периодизация взрослой жизни мужчин (по Левинсону) - для мужчин (от себя: 58 лет ему было, ко-гда он все придумал)
Выделяются три эры жизни:
1. С 17 до 40 лет - ранняя взрослость
2. С 40 до 65 лет - средняя взрослость
3. С 65 лет - поздняя взрослость
Переход на новую эру сопровождается кризисом
С 17 до 22 лет, с 40 до 45 лет, с 60 до 65 лет
**
Период ранней взрослости- от 17 до 40 лет
1. Переход к ранней взрослости с 17 до 22 лет
2. Вхождение в мир взрослых с 22 до 28 лет
3. Период тридцатилетий с 28 до 33 лет
4. кульминационный период ранней взрослости с 33 до 40 лет.
Период начинаний.
Основные задачи периода начинаний:
1. Увязать мечты с реальностью
2. Найти наставника
3. Обеспечить карьеру
4. Наладить интимные отношения (найти "особую женщину" - термин Левинсона)
**
Периодизация жизни женщин
Вэнди Стюарт, Рут Дроэдж, Катрин Фарст, Диана Адамс
Период начинаний с 17 до 33 лет
Основные задачи этого периода:
1. Увязать мечты с реальностью
2. Найти наставника
3. Обеспечить карьеру
4. Наладить интимные отношения