Корпоративные финансы как экономическая категория

Корпоративные финансы – это система объективных закономерностей и правил, определяющих взаимоотношения между всеми участниками финансовых рынков, в основе которых лежит рыночная стоимость акций.

Корпоративные финансы – это совокупность экономических отношений между различными группами участников финансового рынка по поводу формирования и использования собственности, опосредованных движением стоимости ценных бумаг.

Участники или субъекты корпоративных отношений подразделяются на внутрифирменных и внефирменных.

К внутрифирменным относятся:

- Акционеры корпораций.

- Наемные работники или члены трудового коллектива.

- Топ-менеджеры и менеджеры.

К внефирменным относятся:

- Кредиторы.

- Поставщики и покупатели.

- Государственные органы.

- Финансовые институты.

- Дочерние и зависимые общества.

Все они вступают в определенные корпоративные отношения как внутри корпорации, так и вне её. Область корпоративных отношений шире, чем финансовых, так как в их сферу входят такие заинтересованные лица, которые непосредственно не являются участниками корпораций:

- Население той территории, где функционирует корпорация.

- Общество в целом.

Характеристика субъектов отношений в корпорации, их интересов и целей:

Внутрифирменные:

Акционеры корпорации - обеспечивают само существование корпорации, являясь поставщиками акционерного капитала, среди них могут быть:

- юридические и физические лица,

- внутренние и внешние акционеры (инсайдеры и аутсайдеры),

- резиденты и нерезиденты,

- крупные и мелкие акционеры (мажоритарии и миноритарии),

- частные акционеры и само государство.

У всех этих групп может быть разное отношение к развитию корпорации, но так как все они акционеры одной и той же корпорации, то цель у них общая – приращение вложений и повышение ликвидности акций.

Наемные работники - предоставляют корпорации свою способность к труду, принадлежащие им навыки и умения и поэтому заинтересованы в удовлетворении потребностей своих и своей семьи, признании и самореализации и имеют следующий мотив в отношениях с корпорацией: справедливая и своевременная оплата труда, обеспечение социального пакета, возможность профессионального роста, обеспечение условий труда, возможность получения материального поощрения за качество труда, финансовая безопасность труда.

Топ-менеджеры и менеджеры - как правило, испытывают потребность в самовыражении и в повышении своего социального статуса. Поскольку в корпорациях сконцентрированы значительные материальные и финансовые ресурсы, которые высший менеджерский персонал контролирует, то увеличение подконтрольных финансовых потоков ведет к росту их зарплаты, повышению статуса и увеличению власти.

Внефирменные:

Кредиторы – это те юридические и физические лица, которые предоставляют корпорации денежные средства на условиях платности, срочности, возвратности (банки, выдавшие кредит, или владельцы облигаций, если корпорация разместила облигационный займ). Их финансовый интерес во взаимоотношениях с корпорацией – полный и своевременный возврат долга и получение дохода в форме процентов или дисконта.

Поставщики и покупатели - с ними у корпорации возникают отношения делового сотрудничества по поводу поставок сырья, материалов, оказания транспортных услуг, реализации собственной продукции и т.д. При этом, если сотрудничество постоянное, то поставщики и покупатели становятся нефинансовыми инвесторами, т.е. их денежные ресурсы могут находиться в пользовании корпорации без прямых инвестиций, а через отсрочку платежей, предоплату, использование различных схем расчетов: бартер, векселя, взаимозачет, что наглядно иллюстрируется состоянием дебиторской и кредиторской задолженности. Успех взаимоотношений корпорации и поставщиков - покупателей состоит в стабильности партнерских отношений и присутствии на определенной доли товарного рынка.

Государственные органы и органы муниципальной власти - и в национальном масштабе и на территориях прямо заинтересованы в успешной работе корпорации, т.к. это укрепление налоговой базы, социально-экономическое развитие территории, возможность участия государства в наиболее важных и перспективных отраслях народного хозяйства через владение пакетами акций и т.п. Мотивация государства – соблюдение законодательства, полная и своевременная уплата налогов, эффективное управление государственной собственностью.

Финансовые институты - государственный и негосударственные пенсионные фонды, АИФы и ПИФы, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг. У корпорации с ними возникает разнообразная система отношений, связанная с обслуживанием финансовой стороны деятельности корпораций: осуществляют социальное и пенсионное обеспечение сотрудников; страхуют производство, имущество, ответственность, жизнь сотрудников; размещают временно свободные денежные ресурсы в формы коллективного инвестирования, предоставляют возможность выхода корпорации на фондовый рынок и поддерживают ее эффективное присутствие на нем.

Финансовый интерес взаимный. Корпорация заинтересована в эффективном размещении ресурсов и извлечении дохода от финансовых операций. А финансовые институты – в получении вознаграждения от обслуживания.

Дочерние и зависимые структуры. Дочерним признается общество, если головное общество имеет возможность определять принимаемые им решения в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенными договорами (50-100% УК).

Дочернее общество не отвечает по долгам головного, а головное несет ответственность за сделки, совершенные по его указаниям, и в случае банкротства дочернего общества.

Зависимым обществом признается такое, если головное общество имеет более 20% его голосующих акций или более 20% УК ООО. Головное общество должно опубликовать факт приобретения такой доли, оно становится аффилированным лицом. Интерес у головной компании в корпорации – снижение финансовой самостоятельности дочерних и зависимых обществ, увеличение степени концентрации финансовых потоков.

Объект корпоративных финансовых отношений – фонды денежных средств (финансовых ресурсов), предназначенные для выполнения обязательств корпорации по осуществлению затрат на расширенное воспроизводство и реализацию социальных, экономических и финансовых целей корпорации.

Содержание корпоративных финансовых отношений – это формирование и использование финансовых ресурсов, опосредованных движением собственности. Формирование финансовых ресурсов осуществляется в процессе финансирования корпорации, а использование – в процессе инвестирования корпорации. При этом выбор источников финансирования и направлений инвестирования зависят от миссии корпорации, целей и этапов её деятельности, от положения на товарном и финансовом рынках.

Корпорация одновременно присутствует на обоих рынках. С одной стороны, корпорация – это производитель конкретных товаров и услуг, занимающий определенную нишу на товарном рынке. Чем выше качество товаров и услуг, их конкурентоспособность, тем больше доходов получит корпорация от их реализации, тем выше будет стоимость её активов. С другой стороны, корпорация производит собственный товар и для финансового рынка, выпуская эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги, размещая их на рынке и постоянно присутствуя на нем для поддержания инвестиционных качеств ценных бумаг и для повышения своей капитализации. Двойственная природа самой корпорации приводит к двойственному содержанию корпоративных финансовых отношений.

Взаимосвязь и взаимозависимость корпорации от её присутствия на финансовом и товарном рынках состоит в следующем:

1) Чем сильнее позиция корпорации на товарном рынке, тем более обеспечены её ценными бумагами, тем более привлекательны они для инвестора.

2) Если ценные бумаги корпорации привлекательны для инвесторов, тем больше у нее возможностей разместить новые эмиссии ценных бумаг, а значит, мобилизовать финансовые ресурсы для её развития и в конечном счете усилить свои позиции на товарном рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: