Понятие о моделях корпоративного управления

Корпоративное управление – это взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к различным аспектам функционирования корпорации, и являющееся одновременно:

1) внутренним средством обеспечения деятельности компании;

2) комплексом отношений между акционерами, менеджерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами);

3) механизмом, при помощи которого формируются цели корпорации, определяются средства их достижения и обеспечивается контроль за деятельностью компании.

Принцип справедливости
Сформулировано 5 главных принципов надлежащего корпоративного управления:

1. Права акционеров: система корпоративного управления (КУ) должная защищать права владельцев акций.

2. Равное отношение к акционерам: система КУ должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров.

3. Принцип ответственности: система корпоративного управления должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между ними и компанией в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест, достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора.

4. Принцип раскрытия информации и прозрачности: система КУ должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования компании, включая: сведения о финансовом положении, результаты деятельности компании, состав собственников, структуру управления.

5. Принцип подотчетности: совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль за работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами корпорации и корпорацией в целом.

Существует 2 основные модели корпоративного управления: англо-американская и германская.

Англо-американская модель действует в США, Англии, Австралии, Индии, Новой Зеландии, Канаде, Ирландии, ЮАР и характеризуется:

1. Наличием подавляющего числа акционерных обществ как формы организации крупных компаний.

2. Сильным влиянием фондового рынка на корпоративные отношения, т.е. структура акционерного капитала рассредоточенная – много мелких акционеров.

3. Совет директоров выполняет надзорные функции через независимых директоров и исполнительные функции через исполнительных директоров одновременно - через единый орган корпоративного управления.

Германская модель действует в Германии, Японии (со своей спецификой), большинстве стран континентальной Европы и характеризуется:

1. Незначительным количеством открытых акционерных обществ.

2. Сильным влиянием банковского финансирования вместо акционерного.

3. Контроль за эффективной работой менеджеров осуществляется со стороны совета директоров, а не рынка корпоративного контроля: акционерный капитал сильно концентрирован и разделен между несколькими крупными акционерами.

4. Корпоративное управление двухуровневое с четким разделением надзорных функций через наблюдательный совет и функций исполнения через правление корпорацией.

Особенности корпоративного управления в России:

1) Только у 10% крупных публичных компаний уровень корпоративного управления оценен как «относительно хороший».

2) Многие компании не знают о Кодексе корпоративного поведения, который считается стандартом КУ в России.

3) Многие советы директоров в АО превышают свои полномочия. В их составе очень мало независимых директоров.

4) Вознаграждение членов советов директоров на очень низком уровне, мало коллегиальных исполнительных органов.

5) Многие корпорации не выполняют своих обязательств по выплате дивидендов.

6) Структура собственности в корпорациях до сих пор непрозрачна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: