Таким образом, рыночные отношения возникают из естественного желания людей обмениваться продуктами своего труда с целью удовлетворения самых разнообразных потребностей

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда и специализация. Общество состоит из индивидов, каждый из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Первоначально специализация происходила на основе половозрастных особенностей людей. Взрослые мужчины занимались охотой, женщины и дети – собирательством. Впоследствии специализация стала зависеть от приобретенных в ходе хозяйственной деятельности навыков и умений. Каждый стал заниматься тем, что у него лучше получалось и на что он расходовал меньше ресурсов в сравнении с другими работниками.

Разделение труда и специализация привели к росту производительности труда, что было обусловлено, с одной стороны, совершенствованием производственных навыков людей, с другой – совершенствованием орудий труда, при помощи которых они производили продукцию. В результате роста производительности труда работник мог произвести продукцию в количестве, достаточном для удовлетворения своих личных потребностей, и у него оставался еще излишек. Излишек мог использоваться для удовлетворения потребностей других людей. И чем выше был рост производительности труда, тем больше было излишка.

Таким образом, каждый член общества, специализируясь на производстве определенного продукта, излишек производит для других членов общества, но, в свою очередь, нуждается в продуктах, производимых другими.

Вторым условием возникновения рынка является экономическое обособление производителей. Экономической основой обособления производителей является установление частной собственности на факторы производства. Если факторы производства находятся в частной собственности, то и продукты производства должны принадлежать тем, кто является собственником этих факторов. Экономическое обособление означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен произведенными продуктами. Обмен – это форма связи между специализированными и обособленными производителями. В условиях общественной собственности на факторы производства обмен деятельностью в виде обмена произведенными продуктами не носил рыночного характера. Продукт распределялся по законам общины или по правилам, которые устанавливал экономический центр. Только с установлением частной собственности обменная деятельность принимает товарную форму и между потребителями и производителями возникают свободные рыночные отношения.

Эффект рынка состоит в том, что увеличиваются возможности всех и каждого в достижении экономических целей. Теперь люди, специализируясь в какой-то одной сфере деятельности, путем обмена могут удовлетворять свои неограниченные потребности в продуктах, производимых в других отраслях производства. И чем выше будет производительность их труда, тем больше будет возможностей для удовлетворения растущих потребностей. В рыночной экономике нет индивидов и организаций, которые, находясь между производителями и потребителями, занимались бы решением экономических проблем. Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей, которые общаются на языке цен и решают три основных вопроса экономического развития: что, как и для кого производить?

Субъекты и объекты рынка

В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:

Домашние хозяйства;

Фирмы;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: