Индивиды или группы будут оказывать тем большее сопротивление прямому влиянию меньшинства, чем ближе к этому меньшинству они себя ощущают. Они тем лучше замечают свою предрасположенность к уступке влиянию и тем больше будут противиться своему открытому уподоблению меньшинству. Чем меньшинство ближе, тем больше энергии требуется, чтобы от него отличаться, тем больше следует его ненавидеть, чтобы бороться против опасности «быть спутанным» с ним. Психологическая цензура, воздействующая на прямое влияние, может, следовательно, привести к проявлению косвенного влияния.
Эксперимент, который провели Эбишер, Хьюстоун и Хендерсон (Aebischer, Hewstone, Henderson, 1983), хорошо выявляет этот механизм. Эксперимент посвящен изменению музыкальных вкусов подростков. Из музыки, которая в моде у молодежи, авторы выбрали три музыкальные формы: тяжелый рок, музыку новой волны и современную музыку. Подавляющее большинство подростков предпочитают тяжелый рок. Несмотря на почти полное господство предпочтения именно этого вида музыки, некоторая часть молодежи охотно слушает также новую волну и современную музыку. Эти два последних направления весьма близки друг к дрУ" гу по тональности и гармонии.
Задача эксперимента — подвергнуть подростков влиянию с целью изменить их музыкальные вкусы, т. е. сделать так, чтобы они настроились менее благоприятно к тяжелому року и более благоприятно к музыке новой волны. Более того, сопротивляются они влиянию или нет, — в любом случае необходимо найти способы выяснить, имеет ли место эффект конверсии или эффект внешнего поДра' жания в зависимости от того, исходит ли попытка влияния от большинства или от меньшинства. Сравнение прямого и скрытого влияния будет, следовательно, про"
водиться путем тестирования предпочтения современной музыки, близкой к музыке новой волны, на которую эксплицитно направлен данный эксперимент.
В течение всего эксперимента испытуемые слушают музыкальные произведения, представляемые им попарно, и должны указывать, которое из них им больше нравится. При этом одно из двух предлагаемых произведений постоянно относится к тяжелому року, а второе — в зависимости от фазы эксперимента — относится либо к музыке новой волны, либо к современной музыке.
Эксперимент проходит в три этапа.
Первый этап — предварительное тестирование. Испытуемые прослушивают 6 пар сравнений «тяжелый рок — новая волна» и 6 пар «тяжелый рок — современная музыка». Если в первой серии сравнений испытуемые выражают только один раз предпочтение музыке новой волны, они квалифицируются как «проницаемые». Если они предпочитают музыку новой волны более чем один раз, они отстраняются от участия в эксперименте. Те участники, которые ни разу не предпочли произведение новой волны, характеризуются как «непроницаемые».
Второй этап — влияние. Испытуемым предлагают для сравнения 6 пар «тяжелый рок — новая волна». Отметим, что испытуемые — учащиеся CES1.
Во время этого этапа испытуемым, до того как они начнут отвечать о своем отношении к каждой паре музыкальных отрывков, сообщается фиктивная информация о предпочтениях других молодых людей. Им говорят, что был проведен опрос среди учащихся колледжей среднего образования, таких же как они (источник — большинство), и среди учащихся лицеев профессионального обучения (источник — меньшинство). Учащиеся профессиональных лицеев имеют более низкий социальный статус, чем учащиеся колледжей среднего образования. Учиться в профессиональном лицее — это признак социальной неудачи. Эти учащиеся составляют, следовательно, своего рода социальное меньшинство. Испытуемым дается следующая информация: им сообщается, что отрывок музыки новой волны понравился — в одном варианте 80% учащихся колледжей среднего образования, в другом варианте — 80% учащихся профессиональных лицеев. Более того, для характеристики «сильного» влияния говорится, что все 6 отрывков музыки новой волны получили предпочтение. Для характеристики «слабого» влияния отмечается, что отрывки музыки новой волны понравились только в 3 случаях из шести.
Третий этап — косвенное влияние. Испытуемые сравнивают 6 пар «тяжелый рок — современная музыка». Все «проницаемые» испытуемые менее чувствительны к прямому влиянию, чем «непроницаемые» (табл. 4.4).
Таблица 4.4 Прямое влияние (выраженное в процентной доле ответов, данных под влиянием)
Источник | «Проницаемые» испытуемые | «Непроницаемые» испытуемые | ||
сильное влияние | слабое влияние | сильное влияние | слабое влияние | |
Большинство | 8,73 | 9,52 | 15,08 | 12,70 |
Меньшинство | 13,49 | 9,52 | 16,67 | 9,52 |
CES {College I'enseignement secondaire) — коллеж, дающий полное среднее образование.
172 Глава 4. Внешнее подражание и внутренняя перестройка (конверсия)
Г. Путь к объяснению: идентификация с меньшинством невозможна 1 73
По-видимому, первые («проницаемые») больше защищаются от того, что онц воспринимают как желание оказать на них влияние, там, где вторые («непроницаемые») ощущают главным образом привлекательность нового мнения. Более того, стойкость, следовательно сильное влияние, в целом оказывается более эффективным способом прямого влияния, причем сила воздействия больше, когда источником влияния является меньшинство. Сопротивление «проницаемых» испытуемых подтверждается при рассмотрении результатов косвенного влияния. Именно этот тип испытуемых больше всего поддается косвенному влиянию. Наконец, меньшинство оказывает большее косвенное влияние, чем большинство (табл. 4.5).
Таблица 4.5 Косвенное влияние (выраженное в процентной доле ответов, данных под влиянием)
Источник | «Проницаемые» испытуемые | «Непроницаемые» испытуемые | ||
сильное влияние | слабое влияние | сильное влияние | слабое влияние | |
Большинство | 0,79 | 5,55 | 0,79 | |
Меньшинство | 3,17 | 8,73 | 4,76 | 1,59 |
Эти результаты действительно обнаруживают сопротивление со стороны испытуемых, близких к меньшинству, но отвергающих сравнение с ним. Угроза, конфликт никогда не бывают столь велики, как в случае, когда индивиды или группы, от которых стремятся отличаться, становятся близкими, слишком близкими. Именно тогда энергия, направленная на достижение различия, наиболее сильна. Она использует всевозможные средства, при малейшем сигнале воздвигаются преграды против доступа меньшинства и против доступа к меньшинству. Если расизм мулата оказывается столь яростным, то это потому, что он очень близок к черному и в социальном, и в экономическом, и в экологическом аспекте.