Как в области установок и предрассудков, так и в области социального влияния мы сталкиваемся с одним и тем же противоречием. Если мы припишем индивидам строго рационалистический подход, нам придется констатировать следующий неприятный факт: существует разрыв между тем, что говорят и что делают, между тем, что думают и как поступают. Этот разрыв индивиды не сознают и, в крайних случаях, нередко совершенно чистосердечно говорят чудовищные вещи типа: «Я не расист, но я не люблю...»
Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. По-видимому, он вымощен теми добрыми намерениями, которые избавляют нас от необходимости действовать и которых у нас часто вполне достаточно. SOFRES провела опрос мужчин для иллюстрированного журнала «Практичная женщина» в декабре 1982 г. Ответы были такими: 48% мужчин заявили, что они благоприятно относятся к равному распределению домашней работы; 38% считают, что надо «немного помогать». Если, не удовлетворяясь этими принципиальными заявлениями, мы у них спросим, что они делали именно вчера, мы сразу увидим совершенно иную картину реальной жизни: 14% мужчин застелили постель, 17% занимались уборкой квартиры, 20% готовили еду, в то время как всем этим обычно занимались 80-90% женщин.
|
|
И этот разрыв регулярно повторяется во всех сферах жизни общества. Самое удивительное не само это явление, а то, что некоторые исследователи, занимающиеся общественными науками, этим удивлены. Становится ясно, что наши теоретические модели должны включать неопределенность и противоречия, иначе они будут неподвижными масками, наложенными на подвижную и гримасничающую действительность.
Результаты исследований влияния составляют все более последовательную и логичную и все более полную систему. Значимость влияния большинства известна нам с давних пор. За пределами его назойливого распространения надо было определить его границы. И вот один из парадоксов, обычных для общественных наук: высшая точка (пароксизм) и границы влияния большинства оказываются рядом друг с другом в феноменах внешнего подражания, в тех состояниях, когда мы должны кое-как покориться, смириться, проглотить обиду, отложив на потом бунт, который иногда так долго откладывается, что уже и не происходит. В своей покорности нам случается забыть и о бунте, и о причине, по которой мы хотели бунтовать, точно так же как и наши поступки, которые приходилось совершать, чтобы вести себя так, как это требовалось, убедят нас в том, что такое поведение было обосновано. И мы создадим себе мир, может быть и уютный, поскольку мЫ сможем ограничивать, смирять его волнение, но это будет мир, полный покорно-j^
|
|
сти, подавленных стремлений, сломленных возмущений, и все это мы сделаем постепенно, потихоньку, своими руками.
Чтобы вызвать изменения, потрясения, влияние меньшинства появляется как раз вовремя. Мы все лучше понимаем, как оно действует, обратив особое внимание на изучение детерминант, эффектов и проявлений скрытого влияния, конверсии; мы смогли ответить на вопросы, поставленные теоретическими исследованиями, и получить результаты.
Можно выявить препятствия, мешающие прямому, линейному распространению влияния меньшинства, в то время как влияние большинства вызывает чаще всего эффекты, которые доступны непосредственному наблюдению. Остается проблема экстериоризации влияния меньшинства, которое побуждает индивидов или группы освобождаться от устаревших социальных кодексов, нарушать нормы, в которые они уже не верят, бросать вызов предрассудкам социальных групп, к которым они принадлежат. Ввиду отсутствия этой экстериоризации влияние меньшинства могло бы ограничиться эффектом подчинения большинства, которое отрицает меньшинство. Нам остается узнать, каким образом сочетаются и организуются уровень общения наедине и в группе и как происходит обмен между ними, каковы эти возможности в рамках конформности и в рамках инновации.
В этом потоке исследований социального влияния, находящемся в постоянном развитии, фундаментальным прогрессом было то, что был преодолен фиктивный порядок внешней видимости, была преодолена очевидность фактов, которые сами по себе имеют значимость, и были выявлены пласты этого процесса во всем их богатстве, во всей их глубине и сложности.