Г. Дружба как ценность

Все опубликованные результаты обследований независимо от используемых ме­тодов выявляют высокий аксиологический статус дружбы. При этом утверждает­ся, что случаи, когда жертвуют дружбой ради других ценностей или при какой-то необходимости, составляют меньшинство. Этот почти полный приоритет даже является одним из критериев, часто приводимых в пользу подлинной дружбы. Случаи, когда испытуемые говорят, что в данный момент у них нет друзей, — весьма показательны, ибо наряду с выражением горечи (прерванная дружба) или с более общим скептицизмом (напоминающим тот, который афишировал некогда Ларошфуко) они признают ценность дружбы как таковую. Более половины таких людей относятся с почтением к тому, что они сами, однако, считают утопией. Все происходит так, как будто они либо находятся под влиянием престижа некого ми­фа, либо переживают ностальгию по утраченным связям.

С другой стороны, действие дружеских отношений обычно связано с опреде­ленной зоной свободы, с личной жизнью за пределами социальных институтов, предписанных ролей и общих обычаев. Дружба иногда может даже противопо­ставляться социальному порядку всего общества (Eisenstadt, 1984; Silver, 1989; Ferrand, 1990). Кроме того, следует четко различать диадическую связь и ква­зиклановые связи, характерные для некоторых кругов, имеющие тенденцию в крайних проявлениях превращаться в лобби, секту или мафию. В таком случае перед нами был бы антипод гражданственной дружбе, которую проповедовал

Аристотель.

К тому же и сама диадическая связь подчиняется определенным неформаль­ным правилам, которые люди редко высказывают, но нарушение которых вызы­вает их недовольство. Межкультуральное анкетирование (Argyle, Henderson, 1984), касающееся видов поведения, предписываемых или запрещаемых между друзья­ми, подтверждает содержание трех тем, сформулированных выше. К ним следует добавить еще уважение к откровенным признаниям, которые довелось выслу­шать, и воздержание от всякой критики друга в присутствии третьих лиц, — бес­покойство на этот счет не без скепсиса высказывал Паскаль (Мысли, № 100). Друзьям также подобает быть скромными (Tice et al., 1995).

Ввиду отсутствия культурного мифа, «объясняющего» дружбу (Allan, 1979), были созданы модели мифического характера для иллюстрации дружбы и свя­занной с ней ауры сакральности. Ею проникнуты высказывания, упоминаемые знаки привязанности, а иногда и тайные формы пособничества, из которых аф­фективные и символические обязательства исключают посторонних. Здесь мы подходим к глубинному смыслу дружбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: