Все опубликованные результаты обследований независимо от используемых методов выявляют высокий аксиологический статус дружбы. При этом утверждается, что случаи, когда жертвуют дружбой ради других ценностей или при какой-то необходимости, составляют меньшинство. Этот почти полный приоритет даже является одним из критериев, часто приводимых в пользу подлинной дружбы. Случаи, когда испытуемые говорят, что в данный момент у них нет друзей, — весьма показательны, ибо наряду с выражением горечи (прерванная дружба) или с более общим скептицизмом (напоминающим тот, который афишировал некогда Ларошфуко) они признают ценность дружбы как таковую. Более половины таких людей относятся с почтением к тому, что они сами, однако, считают утопией. Все происходит так, как будто они либо находятся под влиянием престижа некого мифа, либо переживают ностальгию по утраченным связям.
С другой стороны, действие дружеских отношений обычно связано с определенной зоной свободы, с личной жизнью за пределами социальных институтов, предписанных ролей и общих обычаев. Дружба иногда может даже противопоставляться социальному порядку всего общества (Eisenstadt, 1984; Silver, 1989; Ferrand, 1990). Кроме того, следует четко различать диадическую связь и квазиклановые связи, характерные для некоторых кругов, имеющие тенденцию в крайних проявлениях превращаться в лобби, секту или мафию. В таком случае перед нами был бы антипод гражданственной дружбе, которую проповедовал
Аристотель.
К тому же и сама диадическая связь подчиняется определенным неформальным правилам, которые люди редко высказывают, но нарушение которых вызывает их недовольство. Межкультуральное анкетирование (Argyle, Henderson, 1984), касающееся видов поведения, предписываемых или запрещаемых между друзьями, подтверждает содержание трех тем, сформулированных выше. К ним следует добавить еще уважение к откровенным признаниям, которые довелось выслушать, и воздержание от всякой критики друга в присутствии третьих лиц, — беспокойство на этот счет не без скепсиса высказывал Паскаль (Мысли, № 100). Друзьям также подобает быть скромными (Tice et al., 1995).
Ввиду отсутствия культурного мифа, «объясняющего» дружбу (Allan, 1979), были созданы модели мифического характера для иллюстрации дружбы и связанной с ней ауры сакральности. Ею проникнуты высказывания, упоминаемые знаки привязанности, а иногда и тайные формы пособничества, из которых аффективные и символические обязательства исключают посторонних. Здесь мы подходим к глубинному смыслу дружбы.