Предварительные наблюдения показывают, что чувство любви находится на стыке двух составляющих: физического тела, являющегося источником сексуальных импульсов, и социального компонента, гаранта института супружества. Из этого следует, что всякое избирательное отношение может как бы плавать между дву^я берегами: оно может быть сосредоточено только на эротическом обмене или только на брачном контракте, но, возможно, оно оказывается в переменном силовоМ поле, которое обычно характеризуют как пространство влюбленности. Секс в первую очередь? Секс как дополнение? За пределами секса? К тому же здесь охотН0 прибегают к языку, проникнутому мифологией или идеологией, колеблясь меЖДУ
освобождением тела и мистической сублимацией. Эти различные аттитюды могут быть выражены не только словами, но также в танце или в изобразительном искусстве. Кроме того, следует отметить, что во многих случаях происходит интерференция: высказываемые чувства более или менее проникнуты общественной психологией, откуда они черпают ожидания и ценности. Уже Ларошфуко заявлял, что «есть люди, которые никогда не полюбили бы, если бы они никогда не слышали о любви» (Ларошфуко, Максимы. CXXXVII, 1665). И наоборот, сила желания часто влечет за собой нарушение социальных норм. Но что же говорят опросы?
Анализ содержания ответов на открытые вопросы и сравнительные списки (Fehr, Russel, 1991) и на вопросы интервью (Hatfield, Walster, 1987) наводят на мысль о дуализме, противопоставляющем страстную или романтическую любовь (или «великую любовь», или «безумную любовь») и «любовь-дружбу», форму привязанности, включающую и чувство и сексуальность. Первая может развиться во вторую, но может также привести к трагическому, иногда смертельному исходу. Такая любовь характеризуется силой чувства, идеализацией партнера, эксклюзивностью, переживанием слияния как при физических, так и при духовных отношениях, выходящих за пределы повседневности (Hatfield, 1988).
В других работах приводятся более сложные типологии (Lee, 1977; Hendrick, Hendrick,
1986), различающие следующие шесть случаев.
• Эрос, страстная любовь, часто при «любви с первого взгляда».
• Мания, собственническая любовь, сочетающая ревность с неуверенностью в любви партнера.
• Людус, любовь-игра, не сильная, не эксклюзивная, иногда «порхающая».
• Сторге, любовь-дружба, без страсти, но нежная и устойчивая.
• Прагма, разумная любовь, стремящаяся найти партнера, подходящего во всех отношениях.
• Агапе, любовь бескорыстная, альтруистическая до самоотречения.
Во Франции было проведено исследование в форме бесед и опросников на широкой выборке из молодых студентов. Это исследование показывает, что у них преобладает идеалистическая концепция любви и стремление выйти за пределы секса, который эта концепция включает, возвышая его. Но это исследование выявляет также разнообразие ценностей и стилей, что связано с принятием некоторых основных аттитюдов (Tapia, 1987. См. табл. ниже).
Сводная таблица. Аттитюды, ценности, язык и современность
Мораль. Ценности |
Основные
Язык. Стиль |
Традиция.Современность |
(центральные)
аттитюды
Мораль стоиков. Ценности: любовь-страсть, стремление к абсолюту, социальный антиконформизм, куртуазная любовь |
Литературная культура классическая или романтическая |
Доминируют элементы традиционализма. Окружающая современная среда отвергается |
Идеализм, пессимизм 8%)
200 Глава 5. Избирательные отношения
В. Любовные отношения 201
Окончание табл.
Основные (центральные) аттитюды | Мораль. Ценности | Язык. Стиль | Традиция. Современность |
Спиритуалистический романтический, оптимистический идеализм (32%) | Мораль преодоления самого себя и одновременно излишеств и нарушения норм | Язык (способ выражения) поэтический, гиперболический, лирический, эмфатический | Сплав западной мифологии с американской моделью new chastity*, отвержение сексуальной революции |
Рационалистический, волюнтаристский идеализм (25%) | Мораль, основанная на уравновешенности, компромиссе, терпимости, проницательности, ясности ума, трезвости взглядов | Язык часто философский или социально-психологический, скорее нейтральный, тусклый, краткий | Элементы модернизма (современности): стремление к позитивности, желание экспериментировать, отвержение пустой и туманной болтовни систематического манихеизма |
Позитивистский, реалистический (трезвый) релятивизм (11%) | Элементы современности: «нейтральность» (беспристрастность) в психологии; интеллектуализация аффективной сферы; безразличие (индифферентность) к моральным ценностям | ||
Скептический антиромантический и пессимистический гедонизм (12%) | Мораль удовольствия, немедленного, непосредственного наслаждения | Язык несложный, арготический, эллиптический, иногда в обиходно-разговорном стиле или с юмором | Признание ценностей сексуальной революции. Включенность в господствующий (преобладающий) модернизм |
NB. Около 12% испытуемых выражают туманную сентиментальность (смутный сентиментализм), отвечают кратко, без психологических импликаций, трудно поддаются отнесению к какой-либо идеологии. * Английский термин. Буквальный перевод на русский - «новое целомудрие», «новая воздержанность». — Примеч. перев. _____________________________ |
Эти образы и высказывания значимо отличаются от тех, которые дает выборка взрослых респондентов, в большинстве своем определяющих любовь не по отношению к абсолюту, а по степени взаимопонимания и счастья в интимной жизни. Взрослые в меньшей степени, чем юные, настаивают на эксклюзивности и роли воображения.