А. Аттитюды, типы, язык любви

Предварительные наблюдения показывают, что чувство любви находится на сты­ке двух составляющих: физического тела, являющегося источником сексуальных импульсов, и социального компонента, гаранта института супружества. Из этого следует, что всякое избирательное отношение может как бы плавать между дву^я берегами: оно может быть сосредоточено только на эротическом обмене или толь­ко на брачном контракте, но, возможно, оно оказывается в переменном силовоМ поле, которое обычно характеризуют как пространство влюбленности. Секс в пер­вую очередь? Секс как дополнение? За пределами секса? К тому же здесь охотН0 прибегают к языку, проникнутому мифологией или идеологией, колеблясь меЖДУ


освобождением тела и мистической сублимацией. Эти различные аттитюды мо­гут быть выражены не только словами, но также в танце или в изобразительном искусстве. Кроме того, следует отметить, что во многих случаях происходит ин­терференция: высказываемые чувства более или менее проникнуты обществен­ной психологией, откуда они черпают ожидания и ценности. Уже Ларошфуко за­являл, что «есть люди, которые никогда не полюбили бы, если бы они никогда не слышали о любви» (Ларошфуко, Максимы. CXXXVII, 1665). И наоборот, сила желания часто влечет за собой нарушение социальных норм. Но что же говорят опросы?

Анализ содержания ответов на открытые вопросы и сравнительные списки (Fehr, Russel, 1991) и на вопросы интервью (Hatfield, Walster, 1987) наводят на мысль о дуализме, противопоставляющем страстную или романтическую любовь (или «великую любовь», или «безумную любовь») и «любовь-дружбу», форму привязанности, включающую и чувство и сексуальность. Первая может развиться во вторую, но может также привести к трагическому, иногда смертельному исхо­ду. Такая любовь характеризуется силой чувства, идеализацией партнера, эксклю­зивностью, переживанием слияния как при физических, так и при духовных от­ношениях, выходящих за пределы повседневности (Hatfield, 1988).

В других работах приводятся более сложные типологии (Lee, 1977; Hendrick, Hendrick,

1986), различающие следующие шесть случаев.

Эрос, страстная любовь, часто при «любви с первого взгляда».

Мания, собственническая любовь, сочетающая ревность с неуверенностью в любви партнера.

Людус, любовь-игра, не сильная, не эксклюзивная, иногда «порхающая».

Сторге, любовь-дружба, без страсти, но нежная и устойчивая.

Прагма, разумная любовь, стремящаяся найти партнера, подходящего во всех отно­шениях.

Агапе, любовь бескорыстная, альтруистическая до самоотречения.

Во Франции было проведено исследование в форме бесед и опросников на ши­рокой выборке из молодых студентов. Это исследование показывает, что у них преобладает идеалистическая концепция любви и стремление выйти за пределы секса, который эта концепция включает, возвышая его. Но это исследование вы­являет также разнообразие ценностей и стилей, что связано с принятием некото­рых основных аттитюдов (Tapia, 1987. См. табл. ниже).

Сводная таблица. Аттитюды, ценности, язык и современность

Мораль. Ценности

Основные

Язык. Стиль
Традиция.Современность

(центральные)

аттитюды

Мораль стоиков. Ценности: лю­бовь-страсть, стремление к аб­солюту, социаль­ный антиконфор­мизм, куртуазная любовь
Литературная культура классиче­ская или романти­ческая
Доминируют элементы традиционализма. Окру­жающая современная среда отвергается

Идеализм, пессимизм 8%)


200 Глава 5. Избирательные отношения


В. Любовные отношения 201



Окончание табл.

Основные (центральные) аттитюды Мораль. Ценности Язык. Стиль Традиция. Современность
Спиритуалисти­ческий романти­ческий, оптими­стический идеа­лизм (32%) Мораль преодоле­ния самого себя и одновременно излишеств и на­рушения норм Язык (способ вы­ражения) поэтиче­ский, гиперболиче­ский, лирический, эмфатический Сплав западной мифоло­гии с американской моде­лью new chastity*, отвер­жение сексуальной рево­люции
Рационалисти­ческий, волюн­таристский идеализм (25%) Мораль, основан­ная на уравнове­шенности, ком­промиссе, терпи­мости, проница­тельности, ясно­сти ума, трезво­сти взглядов Язык часто фило­софский или соци­ально-психологиче­ский, скорее нейт­ральный, тусклый, краткий Элементы модернизма (современности): стрем­ление к позитивности, желание эксперименти­ровать, отвержение пу­стой и туманной болтов­ни систематического ма­нихеизма
Позитивист­ский, реалисти­ческий (трез­вый) реляти­визм (11%)     Элементы современно­сти: «нейтральность» (беспристрастность) в психологии; интеллек­туализация аффективной сферы; безразличие (индифферентность) к моральным ценностям
Скептический антиромантиче­ский и пессими­стический гедо­низм (12%) Мораль удоволь­ствия, немедлен­ного, непосредст­венного наслаж­дения Язык несложный, арготический, эл­липтический, ино­гда в обиходно-раз­говорном стиле или с юмором Признание ценностей сексуальной революции. Включенность в господ­ствующий (преоблада­ющий) модернизм
NB. Около 12% испытуемых выражают туманную сентиментальность (смутный сенти­ментализм), отвечают кратко, без психологических импликаций, трудно поддаются от­несению к какой-либо идеологии. * Английский термин. Буквальный перевод на русский - «новое целомудрие», «новая воздержанность». — Примеч. перев. _____________________________

Эти образы и высказывания значимо отличаются от тех, которые дает выборка взрослых респондентов, в большинстве своем определяющих любовь не по отно­шению к абсолюту, а по степени взаимопонимания и счастья в интимной жизни. Взрослые в меньшей степени, чем юные, настаивают на эксклюзивности и роли воображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: