Г. Активное меньшинство и креативность групп

Мы видели, в частности благодаря работам Левина, что группа может быть про­водником или фактором фасилитации изменения. Но группа — это также — как показали исследования социального влияния, о которых уже шла речь выше, -необычайный инструмент конформизма, подчинения, оскудения идей, ограниче­ния креативности в пользу норм и поведения, присущих большинству. Индиви­ды, не склонные к конформности, в таком случае имели бы только выбор между подчинением и отклонением. Но благодаря исследованиям С. Московичи (Mos-covici, 1979) выявляется, что меньшинство играет гораздо более важную роль, чем это кажется на первый взгляд. В новейших работах по социальной психологии за­метна тенденция к тому, чтобы показать, что наличие в группе меньшинства бла­гоприятно для инновации, поскольку появляется возможность выйти за пределы норм и привычек группы.

Если большинство вызывает изменения в направлении принятия его собст­венной точки зрения, меньшинство, напротив, по-видимому, приводит в действие процесс влияния менее заметный, но ведущий к новым идеям, отличающимся от общепринятых, и, следовательно, способствует креативности.

Недавнее исследование, которое провели Немит и Вахтлер (Nemeth, Wacn -ler), дает, как нам кажется, очень интересный ответ на этот вопрос. Общую ги потезу этих авторов можно сформулировать следующим образом: члены группу будут тем более креативными, чем устойчивее будет противостоящее им мень шинство.

Устойчивость меньшинства, согласно этой гипотезе, побуждает испытуемы задуматься над своей позицией и в этом случае позволяет им рассмотреть дрУ^ аспекты действительности, найти новые решения, отличающиеся от решений, предлагаемых как большинством, так и меньшинством.


Испытуемых — 162 студента-психолога — собирают для эксперимента по зри­тельному восприятию. Им предлагают серию диапозитивов, на которых изобра­жены: слева — стандартная фигура, а справа — более сложные фигуры. Три из них содержат фигуру-эталон, остальные три эталона не содержат. Среди этих фигур одна очень проста и, очевидно, содержит стандартную фигуру. В пяти остальных определить ее труднее. Испытуемые должны, следовательно, найти все фигуры, в которые входит стандарт.

Первая экспериментальная переменная — это наличие в группе большинства. В ситуации «большинства» группа из 6 человек включает 4 ассистентов экспери­ментатора и 2 наивных испытуемых, тогда как в ситуации «меньшинство» в груп­пу входят только 2 ассистента и 4 наивных испытуемых. Эта первая переменная пересекается со второй переменной, касающейся правильности или неправильно­сти ответов ассистентов. В конечном счете создаются четыре экспериментальные ситуации.

1. Правое меньшинство: меньшинство, состоящее из 2 ассистентов, дает 2 пра­вильных ответа (1 ответ легкий и 1 ответ трудный).

2. Неправое меньшинство: 2 ассистента дают 1 ответ верный (легкая фигура) и 1 неверный (из трудных фигур).

3. Правое большинство: большинство, состоящее из 4 ассистентов, дает 2 вер­ных ответа (1 легкий и 1 трудный).

4. Неправое большинство: все 4 ассистента дают 1 верный ответ (легкая фигу­ра) и 1 неверный (трудная фигура).

Кроме того, предусмотрена ситуация контроля: группа из 6 человек вся состо­ит из наивных испытуемых. Отметим, наконец, что порядок (очередность) выска­зываний контролируется фиктивной жеребьевкой, при которой наивные испы­туемые постоянно получают один и тот же порядковый номер.

Все четыре типа ответов изучаются и составляют, следовательно, зависимые пе­ременные: выбор «легкого» ответа; выбор ответа, совпадающего с ответами асси­стентов (будь он верным или неверным); выбор нового верного ответа (т. е. вклю­чающего стандартную фигуру, но не предложенную ассистентами) и, наконец, выбор нового неверного ответа (не предлагавшегося никем, не включающего стан­дарт).

Полученные результаты отражены в табл. 6.1.

Таблица 6.1 Результаты, полученные Немит и Вахтлером (Nemeth, Watchler, 1982)

  Большинство Меньшинство Контроль­ная группа
правое неправое правое неправое
Ответ «легкий» (только) 5,61 4,67 5,19 5,50 6,39
Ответ идентичный, верный 1,44 1.94 0,67 0,58  
Число новых верных ответов, % 2,47 5,55 9,26 7,02 3,92

214 Глава 6. Креативность групп

Окончание табл. 6.1      
  Большинство Меньшинство Контроль-
правое неправое правое неправое ная группа
Число новых неверных ответов, % 1,45 1,85 3,50 2,22 1,93
Число новых ответов, % 1,74 3,82 5,12 4,77 2,78

-}■■■

Приведенные результаты показывают следующее.

 
-it
-Y

• Испытуемые больше следуют за ответами большинства, чем меньшинства, когда оба ответа верны (0,01).

• Испытуемые, взаимодействующие с меньшинством, дают больше новых верных ответов, чем те испытуемые, которые имеют дело с большинством или входят в контрольную группу (0,05). Напротив, с этой точки зрения нет различия между группами «большинство» и контрольными группами.

• Испытуемые, взаимодействующие с меньшинством, дают больше новых от­ветов (верных и неверных), чем испытуемые, находящиеся в других усло­виях (0,05).

• Наконец, вопросники, касающиеся аттитюдов, заполненные испытуемыми после эксперимента, свидетельствуют о большей неудовлетворенности, большей растерянности и большей фрустрации в ситуациях большинства,

'' чем в ситуациях меньшинства.

Эти результаты ясно показывают, что влияние большинства и влияние мень­шинства имеют в своей основе два различных процесса.

• Большинство в самом деле очень эффективно, когда надо привести испы­
туемых к правильным решениям, которое оно предлагает, т. е. вызвать стро­
гий конформизм.

# Напротив, хотя меньшинство гораздо меньше приводит к такому типу

•Р

поведения, оно дает возможность испытуемым сместить центр внимания (децентрализоваться) и проанализировать все предлагаемые элементы, что способствует выработке новых решений, очень часто правильных. Инте­ресно, впрочем, констатировать, что эти эффекты не зависят от типа реше­ний и от валидности предложенных ответов: верны ответы или нет, выяв­ленный процесс остается стабильным.

Наличие в группе активного и стойкого меньшинства'следует, таким обра­зом, рассматривать как фактор, особенно благоприятный для креативности группы. Этот вывод позволяет объяснить результаты, полученные Моско-вичи и Лаж (Moscovici, Lage, 1978), которые показывают, что влияние мень­шинства гораздо сильнее в контексте стремления к «объективности». Эти работы, следовательно, особенно важны, так как позволяют связать пр0' цесс и эффекты социального влияния — большинства или меньшинства " с нормами и контекстом взаимодействия, а также определить ситуацию креативности как ситуацию специфического взаимодействия, подчинен­ную присущим ей процессам и индуцирующую их.


I


Д. Задачи и креативность групп 215


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: