Мы видели, в частности благодаря работам Левина, что группа может быть проводником или фактором фасилитации изменения. Но группа — это также — как показали исследования социального влияния, о которых уже шла речь выше, -необычайный инструмент конформизма, подчинения, оскудения идей, ограничения креативности в пользу норм и поведения, присущих большинству. Индивиды, не склонные к конформности, в таком случае имели бы только выбор между подчинением и отклонением. Но благодаря исследованиям С. Московичи (Mos-covici, 1979) выявляется, что меньшинство играет гораздо более важную роль, чем это кажется на первый взгляд. В новейших работах по социальной психологии заметна тенденция к тому, чтобы показать, что наличие в группе меньшинства благоприятно для инновации, поскольку появляется возможность выйти за пределы норм и привычек группы.
Если большинство вызывает изменения в направлении принятия его собственной точки зрения, меньшинство, напротив, по-видимому, приводит в действие процесс влияния менее заметный, но ведущий к новым идеям, отличающимся от общепринятых, и, следовательно, способствует креативности.
|
|
Недавнее исследование, которое провели Немит и Вахтлер (Nemeth, Wacn -ler), дает, как нам кажется, очень интересный ответ на этот вопрос. Общую ги потезу этих авторов можно сформулировать следующим образом: члены группу будут тем более креативными, чем устойчивее будет противостоящее им мень шинство.
Устойчивость меньшинства, согласно этой гипотезе, побуждает испытуемы задуматься над своей позицией и в этом случае позволяет им рассмотреть дрУ^ аспекты действительности, найти новые решения, отличающиеся от решений, предлагаемых как большинством, так и меньшинством.
Испытуемых — 162 студента-психолога — собирают для эксперимента по зрительному восприятию. Им предлагают серию диапозитивов, на которых изображены: слева — стандартная фигура, а справа — более сложные фигуры. Три из них содержат фигуру-эталон, остальные три эталона не содержат. Среди этих фигур одна очень проста и, очевидно, содержит стандартную фигуру. В пяти остальных определить ее труднее. Испытуемые должны, следовательно, найти все фигуры, в которые входит стандарт.
Первая экспериментальная переменная — это наличие в группе большинства. В ситуации «большинства» группа из 6 человек включает 4 ассистентов экспериментатора и 2 наивных испытуемых, тогда как в ситуации «меньшинство» в группу входят только 2 ассистента и 4 наивных испытуемых. Эта первая переменная пересекается со второй переменной, касающейся правильности или неправильности ответов ассистентов. В конечном счете создаются четыре экспериментальные ситуации.
|
|
1. Правое меньшинство: меньшинство, состоящее из 2 ассистентов, дает 2 правильных ответа (1 ответ легкий и 1 ответ трудный).
2. Неправое меньшинство: 2 ассистента дают 1 ответ верный (легкая фигура) и 1 неверный (из трудных фигур).
3. Правое большинство: большинство, состоящее из 4 ассистентов, дает 2 верных ответа (1 легкий и 1 трудный).
4. Неправое большинство: все 4 ассистента дают 1 верный ответ (легкая фигура) и 1 неверный (трудная фигура).
Кроме того, предусмотрена ситуация контроля: группа из 6 человек вся состоит из наивных испытуемых. Отметим, наконец, что порядок (очередность) высказываний контролируется фиктивной жеребьевкой, при которой наивные испытуемые постоянно получают один и тот же порядковый номер.
Все четыре типа ответов изучаются и составляют, следовательно, зависимые переменные: выбор «легкого» ответа; выбор ответа, совпадающего с ответами ассистентов (будь он верным или неверным); выбор нового верного ответа (т. е. включающего стандартную фигуру, но не предложенную ассистентами) и, наконец, выбор нового неверного ответа (не предлагавшегося никем, не включающего стандарт).
Полученные результаты отражены в табл. 6.1.
Таблица 6.1 Результаты, полученные Немит и Вахтлером (Nemeth, Watchler, 1982)
Большинство | Меньшинство | Контрольная группа | |||
правое | неправое | правое | неправое | ||
Ответ «легкий» (только) | 5,61 | 4,67 | 5,19 | 5,50 | 6,39 |
Ответ идентичный, верный | 1,44 | 1.94 | 0,67 | 0,58 | |
Число новых верных ответов, % | 2,47 | 5,55 | 9,26 | 7,02 | 3,92 |
214 Глава 6. Креативность групп
Окончание табл. 6.1 | |||||
Большинство | Меньшинство | Контроль- | |||
правое | неправое | правое | неправое | ная группа | |
Число новых неверных ответов, % | 1,45 | 1,85 | 3,50 | 2,22 | 1,93 |
Число новых ответов, % | 1,74 | 3,82 | 5,12 | 4,77 | 2,78 |
-}■■■
Приведенные результаты показывают следующее.
-it |
-Y |
• Испытуемые больше следуют за ответами большинства, чем меньшинства, когда оба ответа верны (0,01).
• Испытуемые, взаимодействующие с меньшинством, дают больше новых верных ответов, чем те испытуемые, которые имеют дело с большинством или входят в контрольную группу (0,05). Напротив, с этой точки зрения нет различия между группами «большинство» и контрольными группами.
• Испытуемые, взаимодействующие с меньшинством, дают больше новых ответов (верных и неверных), чем испытуемые, находящиеся в других условиях (0,05).
• Наконец, вопросники, касающиеся аттитюдов, заполненные испытуемыми после эксперимента, свидетельствуют о большей неудовлетворенности, большей растерянности и большей фрустрации в ситуациях большинства,
'' чем в ситуациях меньшинства.
Эти результаты ясно показывают, что влияние большинства и влияние меньшинства имеют в своей основе два различных процесса.
• Большинство в самом деле очень эффективно, когда надо привести испы
туемых к правильным решениям, которое оно предлагает, т. е. вызвать стро
гий конформизм.
# Напротив, хотя меньшинство гораздо меньше приводит к такому типу
•Р |
поведения, оно дает возможность испытуемым сместить центр внимания (децентрализоваться) и проанализировать все предлагаемые элементы, что способствует выработке новых решений, очень часто правильных. Интересно, впрочем, констатировать, что эти эффекты не зависят от типа решений и от валидности предложенных ответов: верны ответы или нет, выявленный процесс остается стабильным.
Наличие в группе активного и стойкого меньшинства'следует, таким образом, рассматривать как фактор, особенно благоприятный для креативности группы. Этот вывод позволяет объяснить результаты, полученные Моско-вичи и Лаж (Moscovici, Lage, 1978), которые показывают, что влияние меньшинства гораздо сильнее в контексте стремления к «объективности». Эти работы, следовательно, особенно важны, так как позволяют связать пр0' цесс и эффекты социального влияния — большинства или меньшинства " с нормами и контекстом взаимодействия, а также определить ситуацию креативности как ситуацию специфического взаимодействия, подчиненную присущим ей процессам и индуцирующую их.
|
|
I
Д. Задачи и креативность групп 215