исследования, которые сейчас будут представлены, изучают все отношения, объединяющие эффективную деятельность по выполнению задания группой и ее социоаффективное и когнитивное поведение. Представляется, что групповые феномены непосредственно определяются четырьмя системами адекватности, которые мы рассмотрим последовательно.
А. Адекватность модели задания коммуникационной сети
|
Сетью коммуникации называют совокупность действительных возможностей общения между членами группы. Эта совокупность может быть представлена в форме графа (рис. 6.1).
| -•С |
/»•-
D Е А
Рис. 6.1. Пример коммуникативных сетей
В очень многих работах, проведенных в США в 1950-х гг., исследователи стремились показать, как достижения группы, тип лидера и общения определяются коммуникативной сетью, навязанной группе. Результаты противоречивы, поскольку, например, централизованная сетка представала то как фактор фасилита-ции, то как фактор, ухудшающий достижения группы. Эти противоречия разрешает Флемент (Flament, 1965), который ввел новый концепт в изучение групп: концепт модели задания. Модель задания создается с помощью логико-математического анализа процессов общения, необходимых для его выполнения (для оптимального решения задачи). Следовательно, это именно совокупность необходимых минимальных актов коммуникации (суммарный минимум общения) с учетом природы задачи (задания). Флемент показывает, что достижения группы оптимальны, когда существует изоморфизм между коммуникативной сетью и моделью задания. Другими словами, сеть коммуникации не имеет специфических свойств и всегда должна быть связана с типом выполняемого задания. Мы имеем, следовательно, первую систему адекватности, управляющую групповыми феноменами: это адекватность модели задания сети коммуникации.






