Е. Форма жюри присяжных

Выше мы констатировали тенденцию к ограничению подлинно демократического участия населения в судопроизводстве. Во всех странах существует стремление способствовать тому, чтобы были представлены определенные группы населе­ния — обычно это «средние классы» и наиболее привилегированные слои населе­ния. Мы также отметили, что процедуры, узаконивающие совместное принятие решений судьями и присяжными, создают риск подавления высказывания мне­ний присяжными, несогласными с большинством, и это как раз те люди, которые представляют население. Теперь мы рассмотрим те изменения, которые недавно произошли во многих странах и сделали еще более трудным высказывание мне­ния меньшинством и маловероятным реальный учет этих мнений. Данные изме­нения касаются числа членов жюри и регламентации принятых решений.

Исторически присяжных было обычно 12, и после обсуждения они должны были прий­ти к единому мнению. Так было и в США и во Франции. Исторически присяжные об­суждали дело самостоятельно, судьи при этом не присутствовали. Это было справед­ливо как для США, так и для Франции. Но за последние несколько десятилетий в обеих странах появились нововведения, которые существенно изменили процедуру принятия решений. Что касается Франции, то закон 1932 г. дал право членам магист­ратуры обсуждать вместе с присяжными меру наказания. С 1941 г. в течение несколь­ких лет для вынесения приговора привлекались только шесть присяжных. Эти шесть присяжных обсуждали меру наказания с тремя магистратами. Для принятия решения было необходимо большинство в пять голосов. С 1945 г. семь присяжных обсуждали факт виновности подсудимого и меру наказания вместе с тремя магистратами. Равное число голосов (5-5) толковалось в пользу обвиняемого. Для осуждения обвиняемого требовалось большинство в два голоса, т. е. шесть голосов против четырех. В 1958 г. в жюри уже было девять членов, а магистратов по-прежнему оставалось трое. Для осуждения обвиняемого требовалось большинство в восемь голосов против четырех, причем не менее пяти голосов из восьми должны были принадлежать присяжным, т. е. большинство из девяти членов жюри. Для других решений достаточно было про­стого большинства (Merle, Vitu, 1967; Stefani et al, 1980).

В США в жюри присяжных, как правило, входят двенадцать человек, причем обычно требуется, чтобы после обсуждения они пришли к единому мнению. С другой стороны, они проводят дебаты самостоятельно, без присутствия судей. Если считать «традиционным» жюри присяжных из двенадцати членов и требо­вание единогласного решения, то это только с позиций недавнего постановления Верховного суда, согласно которому конституции соответствует жюри из шести присяжных, принимающее решения большинством голосов. Историческое поста­новление Верховного суда США, которое очень много критиковали, было принято после слушания дела «Уильяме против штата Флорида» (1970). Оно предусмат­ривает, что жюри из шести членов может считаться соответствующим конститу­ции при рассмотрении уголовных дел. Во время рассмотрения дела «Колгроу против Бэттин» (1973) это правило было распространено на гражданские иски-Но тенденция к сокращению численности жюри присяжных прекратилась во врс мя слушания дела «Белью против штата Джорджия» (1978), когда Верховный суД счел, что жюри из пяти человек не соответствует конституции.


i


В. Как принимаются решения в судах присяжных 257

Что касается требования единогласия, то Верховный суд решил, что приме­нение простого большинства не противоречит конституции («Аподака и другие против штата Орегон», 1972; «Джонсон против штата Луизиана», 1972). Это по­зволило различным штатам изменять в этом отношении свои правила судебной процедуры. На практике, однако, все федеральные суды требуют, чтобы жюри присяжных состояли из двенадцати членов и решения принимались единогласно. В большинстве штатов единогласное принятие решения присяжными обязатель­но. Лишь в небольшом числе штатов (например, в Луизиане и Орегоне) допуска­ется принятие решений большинством голосов. После исторических постановле­ний Верховного суда тенденция к уменьшению числа членов жюри присяжных с 12 до 6 человек заметно усилилась. Как мы увидим, изменение числа членов жю­ри присяжных и условий принятия решений оказывает воздействие внутри самих жюри на процесс принятия решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: