И. Социальная идентичность и социальная несравнимость

Категориальная принадлежность в значительной мере участвует в самоопределе­нии, которое вырабатывает каждый индивид. Индивиды сравнивают преимуще­ства и недостатки категории, к которой они принадлежат, с преимуществами и не­достатками других категорий. Они стараются улучшить соответствующий статус своей категории. Эта мысль лежит в основе целого ряда экспериментов, которые провел Тэджфел с сотрудниками (Tajfel, 1981). В этих экспериментах чаще всего используется процедура, позволяющая испытуемым сравнивать и оценивать себя только через категории, к которым они принадлежат по условиям эксперимента. Обычно испытуемые — это учащиеся одного класса средней школы, но каждому из них индивидуально сообщается его принадлежность к категории, созданной в условиях эксперимента. При этом они не знают, к какой из двух групп принадле­жит каждый из одноклассников. Эксперимент продолжается изучением приня­тия решений. С помощью нескольких матриц испытуемые решают, какое возна­граждение получат их одноклассники за участие в эксперименте. Каждая матрица


30 Глава 9. Отношения между группами


К. Конфликты и переговоры между группами 281



асается вознаграждений, которые следует дать двум ученикам. Эти ученики мо-ут принадлежать к одной и той же категории или к двум разным категориям. Ис-ытуемые никогда не знают, кому из одноклассников достанутся вознагражде-ия. Они знают только категориальную принадлежность и номера кода тех, кого ни вознаграждают. Они никогда не вознаграждают самих себя. Приведем при-iep одной из матриц (табл. 9.1).

Таблица 9.1 Пример матрицы вознаграждений, использованной Тэджфелом (Tajfel, 1981)

7 1   8 3   9 5   10 7   11 9   12 11   13 13   14 15   15 17   16 19   17 21   18 23   19 25

С большой регулярностью в экспериментах, проведенных во многих странах, бнаруживается один и тот же результат: если у индивидов есть выбор между дву-[я стратегиями — либо много дать члену своей группы, но еще больше дать члену ругой группы, либо дать меньше по абсолютной величине члену своей группы, о все же больше, чем члену другой группы, очень часто предпочтение отдает-я второму типу стратегии. Иначе говоря, испытуемых привлекает не столько вы-грыш в абсолютной величине, сколько относительное преимущество. Главное, тобы своя группа выиграла больше, чем другая, даже если это предполагает меньшение выигрыша своей группы в абсолютной величине вознаграждения. 1рибегая к этой стратегии, испытуемые создают себе положительную идентич-ость, так как их группа превосходит другую группу.

В отношении каждой матрицы испытуемых информируют о групповой при-[адлежности индивида, который получит величину, указанную в верхней клеточке, [ о групповой принадлежности того, кто получит величину, указанную в нижней:леточке. Испытуемые выбирают один столбик в каждой матрице для вознаграж-,ения этих индивидов. Если верхние величины предназначаются для члена той группы, к которой принадлежат испытуемые, а нижние цифры указывают на ознаграждение члена другой группы, то выбор столбика слева указывает на стра-егию уменьшения абсолютной величины вознаграждения, присуждаемого своей руппе за счет положительной разности между своей группой и другой группой.

Другая стратегия, используемая группами, вдохновляется стремлением к ори-инальности и даже социальной несравнимости. Лемэн (Lemaine, 1979) изучает аким образом изобретение альтернативных стратегий в группах индивидов по тношению к другим группам. Именно придумывая новые критерии для сравне-[ия и навязывая их затем в социальной ситуации, группа, страдавшая сначала от [еблагоприятного сравнения с другой группой, может повернуть эти отношения в кратном направлении. Так, во время летнего отдыха в лагере было организовано оревнование между двумя группами в постройке шалашей. Но случайно одной руппе достаются веревочки, тогда как другая группа их не имеет. Группе детей, казавшихся в неблагоприятном положении, конечно, труднее справиться с задачей, [ем другой группе. Вначале эта группа детей отвергает сравнение, не позволяет [ругим проверять свою работу, оспаривает, что шалаш, построенный другими, южно признать шалашом, поскольку в нем несколько «комнат» и он больше по-:ож на дом. Затем дети из группы с неблагоприятным положением решают устроить


вокруг своего шалаша садик и требуют, чтобы в своей оценке арбитры учитывали и этот аспект работы. Лемэн также проводил свои исследования несравнимости и оригинальности в менее соревновательных ситуациях. Например, двум студент­кам предлагается раскрасить листы бумаги для подготовки к анкетированию по вопросу о важности цвета в окружающей среде. В такой ситуации достаточно од­ной студентке сказать, что она хорошо разбирается в цвете и красках, чтобы дру­гая студентка уделила больше внимания рисунку и композиции, чем работе по раскрашиванию. Эта стратегия несравнимости и выдумывания новых критериев, по-видимому, часто порождает динамику инновации и творчества в сфере искус­ства и научных исследований.

Исследователи неоднократно пытались противопоставить гипотезы, производ­ные от модели категоризации и от теории идентичности или социального сравне­ния. По нашему мнению, эти различные подходы взаимодополняющие: теории идентичности или сравнения уточняют условия, в которых принадлежность к ка­ким-либо группам становится особенно очевидной и тем самым активирует дина­мику процесса категоризации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: