Введение. Представьте себе: вы вдруг обнаружили, что провалились на экзамене по стати­стике, который сдавали в прошлом месяце

Представьте себе: вы вдруг обнаружили, что провалились на экзамене по стати­стике, который сдавали в прошлом месяце. Почему? Исследования, которые мы рассматриваем в этой главе, касаются того, как люди отвечают на такие «поче­му?», на которые вы даете ответы не научные, а скорее с точки зрения здравого смысла. Ниже мы рассмотрим, какую информацию вы используете и как вы ее интерпретируете. Например, сравниваете ли вы свою экзаменационную оценку с оценками других студентов. Или же вы подумаете об оценке, которую сами полу­чили на подобном экзамене в прошлом году? Мы рассмотрим также последствия, которые вытекают из вашего объяснения. Например, если вы приписываете свою неудачу недостатку способностей, вы, возможно, чувствуете себя униженным, ва­ше самолюбие уязвлено, и вы не захотите пересдавать экзамен. С другой стороны, если вы приписываете провал на экзамене тому, что вы приложили недостаточно усилий, вы можете подумать, что чему-то научились, и станете больше занимать­ся, чтобы быть уверенным, что хорошо сдадите экзамен в следующий раз. Вы ви­дите, следовательно, что интерпретация событий повседневной жизни — важная тема. Изучение этих проблем занимало и продолжает занимать многих социаль­ных психологов: в одном только 1990 г. было опубликовано более 300 журналь­ных статей по теории атрибуции (ср. Smith, 1994). Теория атрибуции отсылает к концептуальным рамкам внутри социальной психологии, которая рассматривает обычные объяснения поведения людей, т. е. объяснения с точки зрения здравого смысла.

В этой главе мы будем заниматься каузальной атрибуцией, которую люди свя-ывают с социальными событиями, включая свое собственное поведение и пове­дение других людей. Каузальная атрибуция означает дедуктивный процесс, с по-°щью которого те, кто это поведение воспринимает, приписывают его результат ДНой или нескольким причинам. Мы рассмотрим сначала три классические тео­рии, объясняющие, как люди приписывают поведение различным причинам. За-ем мы рассмотрим некоторые из наиболее важных теоретических вопросов и ис-СлеДований, касающихся пяти центральных проблем этой области науки: природа аУзальной атрибуции; то, что вызывает атрибуции; ошибки и предубеждения в пР^Цессе атрибуции; сам процесс каузальной атрибуции; функции и последствия


320 Глава 11. Теория атрибуции


Введение 321



i

атрибуции (более подробный анализ см.: Hewstone, 1989). Всю эту главу я рещИл посвятить рассмотрению широкого круга работ по исследованию атрибуции, что­бы проиллюстрировать названные основные вопросы. Сюда входят исследования интраперсоналыюй атрибуции, сосредоточенные на приписывании атрибуций; ис­следования интерперсональной атрибуции, в том числе роль атрибуции при всту­плении в брак; исследования межгрупповой атрибуции, иллюстрирующие такую составляющую атрибуции, как предрассудок; исследования атрибуции, касающей­ся общества, где главное внимание уделяется верованиям, убеждениям, разделяе­мым многими людьми внутри общества. Я надеюсь, что широта явлений, которые здесь учитываются, убедит читателя в важности теории атрибуции для социаль­ной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: