Представьте себе: вы вдруг обнаружили, что провалились на экзамене по статистике, который сдавали в прошлом месяце. Почему? Исследования, которые мы рассматриваем в этой главе, касаются того, как люди отвечают на такие «почему?», на которые вы даете ответы не научные, а скорее с точки зрения здравого смысла. Ниже мы рассмотрим, какую информацию вы используете и как вы ее интерпретируете. Например, сравниваете ли вы свою экзаменационную оценку с оценками других студентов. Или же вы подумаете об оценке, которую сами получили на подобном экзамене в прошлом году? Мы рассмотрим также последствия, которые вытекают из вашего объяснения. Например, если вы приписываете свою неудачу недостатку способностей, вы, возможно, чувствуете себя униженным, ваше самолюбие уязвлено, и вы не захотите пересдавать экзамен. С другой стороны, если вы приписываете провал на экзамене тому, что вы приложили недостаточно усилий, вы можете подумать, что чему-то научились, и станете больше заниматься, чтобы быть уверенным, что хорошо сдадите экзамен в следующий раз. Вы видите, следовательно, что интерпретация событий повседневной жизни — важная тема. Изучение этих проблем занимало и продолжает занимать многих социальных психологов: в одном только 1990 г. было опубликовано более 300 журнальных статей по теории атрибуции (ср. Smith, 1994). Теория атрибуции отсылает к концептуальным рамкам внутри социальной психологии, которая рассматривает обычные объяснения поведения людей, т. е. объяснения с точки зрения здравого смысла.
|
|
В этой главе мы будем заниматься каузальной атрибуцией, которую люди свя-ывают с социальными событиями, включая свое собственное поведение и поведение других людей. Каузальная атрибуция означает дедуктивный процесс, с по-°щью которого те, кто это поведение воспринимает, приписывают его результат ДНой или нескольким причинам. Мы рассмотрим сначала три классические теории, объясняющие, как люди приписывают поведение различным причинам. За-ем мы рассмотрим некоторые из наиболее важных теоретических вопросов и ис-СлеДований, касающихся пяти центральных проблем этой области науки: природа аУзальной атрибуции; то, что вызывает атрибуции; ошибки и предубеждения в пР^Цессе атрибуции; сам процесс каузальной атрибуции; функции и последствия
320 Глава 11. Теория атрибуции
Введение 321
i |
атрибуции (более подробный анализ см.: Hewstone, 1989). Всю эту главу я рещИл посвятить рассмотрению широкого круга работ по исследованию атрибуции, чтобы проиллюстрировать названные основные вопросы. Сюда входят исследования интраперсоналыюй атрибуции, сосредоточенные на приписывании атрибуций; исследования интерперсональной атрибуции, в том числе роль атрибуции при вступлении в брак; исследования межгрупповой атрибуции, иллюстрирующие такую составляющую атрибуции, как предрассудок; исследования атрибуции, касающейся общества, где главное внимание уделяется верованиям, убеждениям, разделяемым многими людьми внутри общества. Я надеюсь, что широта явлений, которые здесь учитываются, убедит читателя в важности теории атрибуции для социальной психологии.
|
|