Г. Социальные представления о профессиональной жизни

Херцберг, Мауснер и Снайдерман (Herzberg, Mausner, Snyderman, 1959) попроси­ли бухгалтеров и инженеров Питтсбурга (Пенсильвания) рассказать о ситуациях, когда они были довольны своей работой и когда, напротив, были недовольны. За­тем эти рассказы были проанализированы с целью идентифицировать источники удовлетворенности или неудовлетворенности работой. Можно лишь сожалеть о том, что Херцберг не оперирует понятием социального представления, ограничи­ваясь лишь чисто причинной интерпретацией собранного материала. Но в свете работ французских исследователей, и в частности работы Херцлих, посвящен­ной представлениям о здоровье и болезни, все же удалось выделить структуру представлений об удовлетворенности профессиональной деятельностью. Так, бы­ло обнаружено, что факторы удовлетворенности работой тесно связаны со свобо­дой и самостоятельностью в организации труда и выполнении работы, а также с чувством ответственности за нее. Напротив, источники недовольства в меньшей мере определяются содержанием работы, чем плохими условиями труда, связан­ными с иерархическими отношениями подчинения, с уровнем зарплаты, с шумом или отсутствием комфорта и т. д. Как отмечает Херцберг, устранение этих помех хотя и уменьшает недовольство, все же не увеличивает удовлетворенности рабо­той. Из этого вытекает, что кажущееся противоречие связано с факторами друго­го рода. Представления имеют здесь ту же структуру, что и представления об ус­пехе или неудаче (Heider, 1958) и представления о здоровье и болезни (Herzlich, у'3). Точно так же как отсутствие неудачи не эквивалентно успеху, а отсутствие °лезни не эквивалентно хорошему здоровью, отсутствие недовольства работой е имеет ничего общего с профессиональной удовлетворенностью. Работа Иххейзера (Ichheiser, 1949) о ложной интерпретации в человеческих ношениях- может быть отнесена к традиции, начало которой положил Дюрк-им своим изучением коллективных представлений. Он констатировал прояв­ившуюся в нашем восприятии других людей четкую тенденцию переоценивать чностные черты и недооценивать влияние обстоятельств на поведение челове-• Аналогичные соображения лежат в основе работ Джонса и Нисбетта (Jones, SDett, 1971), посвященных исследованию расхождений в атрибуции, вызванных личием ракурса восприятия у активного участника и наблюдателя. Что касает-^ххейзера, то он высказывается в терминах коллективных представлений:


i. одраиыи шыил, ииьниненин и представления 4U3


«Эти неверные интерпретации не являются личными оплошностями важных пеп-сон. Это скорее нормальное и неизбежное следствие социальной системы и иде0. логии XIX в., которая внушала нам, что наша судьба в социальном пространстве зависит главным образом, если не исключительно, от наших личных качеств и что это мы, индивиды, а не господствующие социальные условия, формируем нашу жизнь» (Ichheiser, 1943).

Коллективное представление о том, что индивид сам отвечает за свои поступ­ки и, в частности, сам несет ответственность за свои успехи и неудачи, настолько сильно укоренилась в сознании, что может сосуществовать какое-то время с ре­альной действительностью, которая в большей степени, чем прежде, это опровер­гает. В Америке, еще не оправившейся от потрясения, вызванного экономической депрессией, Иххейзер высказывает мысли, звучащие удивительно современно: «Миллионы безработных, каскад банкротств, закрытие банков и т. д. резко и же­стоко показали "человеку с улицы", что он вовсе не хозяин своей судьбы, как ему внушали, и что его судьба совершенно очевидно зависит от сил, над которыми он не властен» (Ichheiser, 1949).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: