Если смотреть сквозь призму социальной психологии, то всякое поведение человека вписывается в контекст социальной взаимозависимости: оно является одновременно и реакцией, и стимулом в силу взаимности — которая не обязательно предполагает равенство, — существующей во всяком отношении между социальными субъектами. Когда мы выражаем сомнение в общепринятой истине, пылко заявляем о своем несогласии, демонстративно выходим из зала заседания или же высказываем противоречащее суждение, мы реагируем своим поведением на отдельную ситуацию. Поведение — это реакция организма, зависящая, следовательно, одновременно и от состояния организма, и от ситуации, которая его вызвала. В то же время наше поведение не может не оказывать влияния на последующее поведение других участников ситуации. В главах, посвященных изменениям ат-титюда, процессам влияния и взаимодействия в группах, мы констатировали социальную эффективность различных видов поведения. Вопрос, который мы поставим здесь, — это вопрос о социальных представлениях, которые вызываются и мобилизуются различными формами поведения.
Предположим для этого, что в целом ряде ситуаций индивид систематически повторяет одну и ту же реакцию. Что побуждает наблюдателя изменить свою реакцию и приспособиться к реакции своего социального партнера? Характерное для поведенческой психологии объяснение приписало бы поведению непосредственно функциональную роль: поведение действует на «другого» как стимул. Само поведение и составляет, следовательно, содержание коммуникации. Так, в рамках имитационного научения, поведение является показателем, который руководит наблюдателем в его собственном поведении, так же как крыса научается двигаться в лабиринте, имитируя действия другой крысы. Если повторяемость создает условия для научения новой реакции и ее стабилизации (так как в этом случае поведение становится автономным и демонстрируется также при отсутствии образца), то окончательное закрепление (для крысы - найти воду), в свою очередь, дает мотивацию для принятия такого поведения для себя. Точно так же обстоит дело и в том, что касается компенсирующего научения, при котором наблюдатель научается не только имитировать какое-то поведение, но также и узнавать признаки ситуации, обусловливающей реакцию субъекта (для крысы — это световые
сигналы). Следовательно, в обоих случаях поведение служит непосредственным источником информации: оно уже не форма, а содержание, само по себе несущее информацию.
Но поведение представляет собой и форму, которая организует содержание. Другая причина влияния повторения одного и того же поведения может заключаться в инструментальной функции: повторение может, таким образом, выявить специфическую установку субъекта по отношению к отдельному объекту. В этой перспективе, следовательно, поведение не составляет собственно содержания информации: функция поведения заключается в выражении в коммуникации лежащего в его основе содержания. Возьмем для примера аттитюд. Мы определили его как относительно устойчивую когнитивную структуру индивида, как более или менее благоприятную установку индивида по отношению к какому-то социальному объекту (наркотики, армия, сексуальное поведение). Аттитюд как таковой не поддается наблюдению или восприятию. Он фактически организует психологическую реальность (мнения, поведения) другого порядка, которая является лишь его следствием, наблюдаемым, ощутимым для наблюдателя. Эффективность повторения одинакового поведения заключается, следовательно, в способности объяснить аттитюд. Именно аттитюд становится объектом коммуникации, а поведение — это лишь средство передачи, коммуникационный канал.
Не подлежит сомнению, что поведение само по себе является содержанием и вместе с тем преимущественно используемым каналом для выражения содержания (как и язык). Если эти функциональные и инструментальные аспекты поведения в процессе коммуникации занимали наибольшее место в социально-психологических исследованиях, то повседневные наблюдения, а также успехи, достигнутые в последнее время в различных областях нашей науки, подсказывают другое видение поведения. С этой точки зрения поведение вызывает и мобилизует социальные представления, выходящие далеко за пределы одной лишь необработанной информации, которую дает наблюдаемое поведение субъекта. В этой перспективе повторение эффективно, поскольку оно конституирует стиль организации поведения, который изменяет его значение. Более того: сама организация поведения создает новые значения (субъект будет восприниматься как убежденный, а защищаемый им аттитюд — как заслуживающий борьбы за него). При этом также передается сообщение, касающееся взаимоотношений действующего лица и наблюдателя. Таким образом, повторение одной и той же реакции даст понять наблюдателю, что действующий субъект не пойдет на компромисс и будет непреклонно стоять на своих позициях, причем не остановится и перед межличностным конфликтом. Короче говоря, эта особая организация совокупности разных видов поведения порождает значения, выходящие далеко за пределы содержания, которое составляет или передает поведение, если его рассматривать отдельно в каждом случае. Именно эта своеобразная грамматика поведения будет предметом Данной главы.