° течение XIX в. интересное изменение появилось в соотношении науки и здра-в°го смысла: «В противоположность тому, что думали в XIX в., наука отнюдь не является противоядием против представлений и идеологии. На самом деле на-Ука — их источник» (Moscovici, 1983). Мир ученого настолько далек от повседневной жизни, что совершенно чужд человеку непосвященному. Последний может
Л||£| i;iaucl ih. иицпшшпыс ii|jeMOiamierin>i
Г. Здравый смысл, объяснения и представления 405
получить доступ в этот мир только в том случае, если ключевые понятия, выраженные в форме символов и математических уравнений, будут переданы знакомыми словами. Так, непосвященному человеку можно предложить представить атомы в виде бильярдных шаров.
Научные открытия могут иметь такие же мощные последствия для человечества, как, например, атомная бомба, разорвавшаяся прямо посреди большой толпы. Как отметил Московичи (Moscovici, 1963), Хиросима и Нагасаки создали ускоренный курс обучения ядерной физике для населения. Для людей жизненно важно было составить представление о мире, включающее расщепление атома а гриб атомного взрыва стал главной иконой ядерной эры.
|
|
Опросы — неадекватное средство оценки воздействия науки на общественное мнение. «Мы мало что выигрываем, узнав, что в Миннеаполисе только 12% опрошенных связывают центробежную силу с гравитацией. Понимание влияния распространения научно-технических знаний и вызываемых этим потрясений на языковом, интеллектуальном, культурном и символическом уровнях требует других методов, чем те, которые обычно используются, а также и других теоретических подходов» (Moscovici, 1963). Другой теоретический подход — это изучение социальных представлений.
Наука часто черпает предпосылки в здравом смысле и делает его более утонченным в ходе своего развития. В психологии именно так поступает Хайдер (Hei-der, 1958): его концепция «наивной психологии» стала отправной точкой в разработке психологии межличностных отношений. Другой путь создания новой науки требует решительно порвать с понятиями и «эпистемологией» здравого смысла, как это сделал бихевиоризм в психологии. Однако мы видели, что чем больше новая наука отдаляется от повседневной жизни, тем больше она нуждается в том, чтобы ее «представили» вновь, дав возможность стать социальным знанием.
«Наука была некогда основана на здравом смысле и делала здравый смысл менее обыденным. Но теперь здравый смысл — это наука, ставшая обыденностью» (Moscovici, 1983). В самом деле, различные «популяризаторы» науки представляют собой современный эквивалент «ученых любителей» и «любознательных наблюдателей», столь характерных для XIX в.
|
|
В Великобритании основная функция многих учреждений, восходящих к Викторианской эпохе, состоит в распространении научных знаний среди широкой публики. Так, Королевский институт предлагает рождественские курсы для школьников; Британская ассоциация, проводя ежегодные конференции в крупных городах, просвещает публику относительно значения последних научных открытий. Эти научные встречи к тому же широко освещаются в средствах массовой информации.
Имплицитные теории личности и теория атрибуции, о которых шла речь в другой главе, — это преимущественно когнитивный подход, четко направленный на индивида. Это области исследования, очень модные сейчас, особенно в американской экспериментальной социальной психологии, тогда как изучение социальных представлений, соответствующее европейской и особенно французско традиции, носит другой характер — более эксплицитно социальный.
Многие идеи Хайдера, особенно те, что касаются атрибуции успеха и неудачи, непосредственно вытекают из исследований Иххайзера, посвященных идеологий
успеха и неудачи в XIX в., а сама она входит именно в течение коллективных представлений, изучение которых начал Дюркгейм. Рассматривать социальные и коллективные представления как отклонения или ошибки когнитивного функционирования — это значит допускать грубое нарушение логики социальных и коллективных представлений. В то же время, когда социальные представления помогают индивидам ориентироваться в их материальном и социальном мире, эТи индивиды сами становятся элементами социальных представлений. Разумеется, смысл, который мы вкладываем в понятие «индивид» (Lukes, 1973), в значительной мере происходит из коллективного представления об опыте европейцев и американцев в XIX в. И это гораздо более глубокий социальный подход к изучению знания, чем те подходы, при которых отводится главная роль обработке информации. Эти подходы господствуют в англосаксонской традиции в экспериментальной психологии.
..; ;да
Стили поведения: стойкость 407
ГЛАВА 15