Социальное мышление — это мышление искаженное. Данная гипотеза настолько общепризнана, что нам остается только рассмотреть, в каких условиях мышление функционирует. Совершенно очевидно, что социальное представление, разделяемое всеми членами группы, вносит определенную предвзятость во взгляды на вещи и в способы действий. Эта предвзятость проявляется в наличии разногласий, в осознании, что другие группы имеют другие взгляды, думают иначе. Даже люди, принадлежащие к одной культуре, могут по-разному понимать реальную действительность. Это утверждение нуждается в уточнении. Если учесть огромное количество информации, которое получает наше восприятие, то мы, по внешней видимости, в большинстве случаев сходимся во мнении о том, что находится «там, вовне». Однако мы не обращаем никакого внимания на согласие. Мы замечаем только несогласие. И хотя оно касается лишь весьма незначительной части нашего опыта, оно имеет тенденцию доминировать в наших мыслях. Мы это замечаем лишь тогда, когда что-то угрожает целостности нашей личности. И тогда нас совершенно не утешает сознание, что каждый из нас получил одинаковые сигналы, направленные в мозг. Мы с недоумением задаемся вопросом, откуда берутся такие разные взгляды на действительность и что же реально на самом деле.
Почему нас здесь интересует эта проблема? Причин много. Во-первых, теория социальных представлений рассматривает явления и факты реальной действительности как совершившиеся, установленные в ходе взаимодействия индивидов. Она должна высказать что-то об этой «продукции» восприятия или атрибуции. Для атрибуции всякая реальность есть данность, сенсорная или информационная. Во-вторых, в этой главе мы ставим цель исследовать, как социальные представления формируют большинство объяснений здравого смысла. Они это делают отчасти путем определения степени реальности вещей или поведения, требующих объяснения. И это логично. Люди уточняют, «что реально», прежде чем интересоваться, «почему» что-то происходит так, а не иначе. В-третьих, мы считаем, что основным источником предвзятости в рассуждениях людей является то, что они по-разному определяют, что «реально», а что — «фиктивно». Здесь нет ничего абстрактного или метафизического. Чтобы в этом убедиться, зададимся вопросом, почему возможно предвзятое мнение, искажение информации. Какое значение это имеет в мыслительной деятельности людей? Для объяснения мы приведем несколько причин.
Во -первых, это своеобразное ослепление, нежелание видеть реальную действительность, отказ видеть вещи такими, какие они есть. По-видимому, все происходит так, как будто люди деформируют вещи, чтобы привести их в соответствие своим желаниям и интересам. Так объясняют эффекты идеологии, неправильного осмысления или умопомешательства. Во-вторых, для объяснения предвзятости приводят тот факт, что люди информацию отбирают: одно они признают, другое отвергают. Этот отбор происходит под влиянием убеждений, верований, предрассудков и отвлекает внимание от рассматриваемого объекта. Одни аспекты воспринимаются, а другие не принимаются во внимание. Таким образом, люди делают обобщения на основе частичных данных и допускают грубые ошибки в суждениях или составляют себе неверные представления о действительности. Тысячи исследовании показали, что каждый воспринимает только те сообщения,
586 Глава 21. От науки — к здравому смыслу
Е. Приписать реальность 587
которые исходят от его группы, и запоминает только ту информацию, которая исходит от его партии, его церкви и т. д. Изречение, согласно которому убедить можно только тех, кто уже убежден, хорошо резюмирует феномен отбора информации, которым занимаются все.
Ослепление и отбор информации совершенно очевидны в общественной жизни. Ими можно объяснить многое, но не все. Объяснение, основанное только на этих соображениях, оказывается частичным. При этом не учитывается то, что наибольшая часть информации, которая до нас доходит и нас затрагивает, неоднозначна. И это меняет все. Она неоднозначна в том смысле, что мы точно не знаем, насколько эта информация истинна и определенна. Когда кто-то узнает из книг или из разговоров что-либо об атомах, о ДНК, о комплексах, о расе, об инфляции и т. д., он тем не менее не знает, существует ли все это действительно, и если существует, то каким образом. Точно все узнать — это психическая и социальная необходимость. Какая реальность скрывается за словами? Вот какое сомнение ощущается постоянно. Для выяснения этой проблемы приходится прибегать к помощи социальных представлений как к «удостоверениям личности». Проиллюстрируем их действие с помощью примера из повседневной жизни. Представьте себе, что кто-то жалуется на головные боли и недомогание при отсутствии видимых физических симптомов. Многие друзья это обсуждают. Одни говорят: «Наша подруга ничем не больна. Она мнимая больная». Другие возражают: «Это очень неприятно. Она беспокоится. Следовало бы дать ей транквилизатор или посоветовать какое-нибудь лечение». Следовательно, то, что одним кажется фикцией, для других — реальность. С точки зрения первых, данный человек не болен «по-настоящему», а по мнению вторых — болен. Совершенно ясно, что у первой группы представление о болезни — «органическое». Поэтому люди утверждают, что речь идет о «мнимой больной». Напротив, вторая группа имеет «психологическое» представление о болезни. Поэтому ее члены убеждены в реальности болей и недомогания.
Примеров можно было бы привести много, но этот пример достаточно ясен. Здесь, как и во многих других случаях, информация не искажается и не отбирается. Ее полностью принимают во внимание. Однако представление, с помощью которого была осуществлена классификация, привело к разным выводам. То, что не соответствует представлению, воспринимается как менее реальное, чем то, что находится в соответствии с представлением. Следовательно, если возникает предвзятое мнение, то оно вызвано тем, что информация классифицировалась по-разному. В первом случае информация была оценена как фиктивная, относящаяся к эпифеноменам. Во втором случае информация была оценена как правдивая, соответствующая фактам. При такой классификации часть информации остается произвольной, с ней можно считаться или не считаться. Другая часть информации навязывает нам весь вес своей «фактичности» (своего соответствия фактам). Мы попадаем в положение ученого, который, следуя действующей на данный момент теории, может легко отстранить какое-то явление как поверхностное или несущественное. Но зато тем больше он должен считаться со всеми закономерностями и феноменами, которые эта теория предусматривает. Легко доказать, что многие недоразумения в политических, социальных и межличностных отношениях объясняются тем, что, имея расхождения в представлениях, люди по-разному классифицируют информацию. Следовательно, информация имеет неодинаковый фак-
тический вес для разных людей. Отсюда вечно повторяющийся в разговорах вопрос: «Что вы хотите сказать?» Потому что то, что для одного человека представляет собой факт, для другого — личное мнение или фикция.
Если этот феномен так важен, то надо полагать, что существует метод, процесс приписывания реальности части слов, образов и информации, которую мы получаем. Исходя из сделанных нами наблюдений приведем показатели, позволяющие приписать определенную степень реальности элементам представления.
А. Авторитет человека, группы или книги, которые в силу своей компетентности заявляют, что данная информация отражает фактическое состояние и что понятию соответствует вещь. Но здесь условием служит бесспорность информации, потому что всякое спорное заявление уже не является информацией и любая компетентность, которая оспаривает или оспаривается, в той же степени ослабляется. Это можно видеть в суде. Противоречивые мнения экспертов подрывают ценность их выводов и доверие к экспертизе. Впрочем, именно по этой причине экспертов ставят в ситуацию конкуренции, чтобы изменить статус информации, которую они дают, переместить ее из класса высказывания фактов в класс высказывания мнений.
С другой стороны, в нашем обществе наука облечена непререкаемым авторитетом. Люди убеждены, что наука основывается на надежных представлениях и может творить чудеса в лабораториях. Предполагается, что наука базируется только на фактах, что она открывает много новых фактов и, кроме того, изобретает необычайные факты. Поэтому всякому образу, всякой мысли, всякому понятию, выдвигаемому наукой, немедленно приписывается реальность. И даже если их смысл неуловим, недоступен уму и парадоксален с точки зрения здравого смысла, мы спешим признать за ними более прочное существование, чем желали бы сами ученые. Мы приписываем науке такую же фактичность и такую же материальность, как непосредственно воспринимаемым объектам и существам, а может быть, даже еще большую.
Б. Сведение к матрице понятий и образов социального представления. Для того чтобы информация приобрела статус реальности, она должна ассоциироваться с признанным авторитетом. Это условие необходимое. Кроме того, надо иметь возможность поместить данную информацию в ряд других информации, которые такую нагрузку уже получили. Это достаточное условие. Вспомним, что, грубо говоря, наш здравый смысл предвосхищает согласованность опытов. Опыт предполагает наличие сообщества индивидов, которые наблюдают один и тот же мир и психически устроены так, что способны различить то, что находится «там, вовне», и то, что находится «здесь, внутри», и умеют в этом убедиться с помощью соответствующего социального обмена. В случае разъединения, а всякая новая информация его вызывает, каждый человек имеет принуждающее основание считать, что предвосхищение единодушия будет подтверждено. Следовательно, вместо того чтобы поспешно отвергнуть новость или изменить свое суждение, человек использует ряд приемов.
Первый прием заключается в установлении эквивалентности между данной информацией и определенным элементом представления, который уже вошел в состав здравого смысла. Мы это уже видели на примере теории разделения мозга. Как только эта теория была опубликована в специальном журнале, она была перенесена в область так называемых популярных знаний. Но, вместо того чтобы
588 Глава 21, От науки — к здравому смыслу _________________________________________
оставить ее в статусе убедительной гипотезы, была немедленно предпринята попытка установить эквивалентность с уже существующим представлением о двух умах — интеллектуальном и интуитивном. После того как эта эквивалентность была признана возможной и установленной, представление о двух умах, сосуществующих в одном мозгу, обрело статус факта, и в него стали твердо верить.
Второй состоит в минимизации различий между вариантом данной информации в науке и ее вариантом, существующим в рамках здравого смысла. Так, например, «словесное лечение», осуществляемое психоанализом, в глазах массы людей предстает как парадоксальный метод. Разве это не медицинское действие без инструментов и без лекарств? Из этого делается вывод о нереальности или иллюзорности этого метода лечения. Для католика, однако, эта оценка смягчается и даже опровергается благодаря тому, что он сопоставляет и сближает «словесное лечение» с исповедью, считая его «светским» ее вариантом. И тогда этот метод лечения обретает конкретный образ и люди могут себе представить, что он может быть эффективным.
Третий прием связан с тем, что каждое представление имеет «схему редукции», включающую определенное число образов и понятий, которые пытаются применить к любой информации. Например, в механическом представлении о теле образ машины (блок, компьютер) и понятия силы и движения служат для рассмотрения всех состояний тела, для объяснения работы органов и т. д. (Jodelet, 1976). Всякий опыт или всякое наблюдение, к которому применимы эти понятия, считается имеющим значимость факта, а остальное выносится за скобки как фиктивное. Посредством установления эквивалентности, с помощью минимизации различий и путем применения редукционной схемы одна часть информации оценивается как реальная. Другая часть информации рассматривается как «малоубедительная», «воображаемая», «субъективная» и т. д. Преобладание редукции объясняет нередко ярко выраженный консерватизм социальных представлений и здравого смысла вообще. С логической точки зрения такой прием аналогичен способу действий науки, но он отличается исключением всякой возможности проверки. Однако в то время как в науке редукция ведет к устранению «существ», в которых нет необходимости, в социальном представлении их число безумно увеличивается. Здравый смысл игнорирует знаменитую бритву Оккама и всякую экономию мысли. Одним словом, в то время как ученый-профессионал по необходимости выступает как сторонник дефляции и обращается с действительностью как со скудным запасом, ученый-любитель — сторонник инфляции и обращается с действительностью как с необычайно обильными ресурсами.
В. Позитивность. Это повторение в положительной форме информации, минимизирующее ее негативные аспекты, а также ее особую оценку, что чрезвычайно облегчает передачу информации в группе и позволяет использовать ее в связи с очень многим, если не по любому поводу. Но сама эта циркуляция информации приводит к тому, что она часто повторяется, в результате чего вокруг нее создается языковая реальность, даже если она остается непонятой, как, например, остаются непонятыми слова «харизма», «либидо» и т. п. Кроме того, тот факт, что эту информацию можно встретить в различных, не связанных друг с другом сферах жизни общества и в межличностных отношениях, в конце концов придает ей автономность, аналогичную той, которой обладают объективные феномены. Это создает впечатление, что данная информация непременно соответствует чему-то,
Ж. Заключение: мышлени е как окружающая среда 589
находящемуся «там, вовне». Она превращается уже не в чистый продукт знания мира, а в продукцию самого мира. Другими словами, это утверждение, которое иногда становится навязчивым, приводит к вытеснению субъекта или автора информации или понятия, что делает ее обезличенной. И поскольку уже невозможно приписать кому-то, ее приписывают чему-то, связанному с фактами и реально существующему.
Факторы приписывания информации реальности, о которых шла речь выше, конечно, описать проще эту информацию и прежде всего так, чтобы были выявлены удивительные аспекты обычного мышления. Если впоследствии это нам удастся, можно будет лучше понять, почему в конечном счете действительность имеет тенденцию быть похожей на наши представления. Все происходит так, как рассказывает Гертруда Стайн (Gertrude Stein). Пикассо написал ее портрет. Когда она увидела этот портрет в первый раз, она высказала резкий протест. Но художник ей возразил: «Вот увидите, в конце концов он станет на вас похож». Так оно и случилось.