Составитель: Мацук Е.В.
Караганда 2007
1. Тема: Гигиенические требования к питанию детей и подростков
2. Количество учебных часов: – 2 часа
3. Актуальность темы (мотивация изучения):
Питание - сложный процесс поступления в организм веществ, необходимых для покрытия энергетического расхода, построения и восстановления тканей тела и регуляции функций организма.
Питание является одним из основных факторов, в значительной степени определяющих состояние здоровья человека.
Питание ребенка является ведущим фактором, обеспечивающим его правильное развитие и функционирование всех органов и систем. И, в то же время, несмотря на огромное количество, инструктивно--методических материалов, различного рода приказов, постановлений л решений, фактическое состояние его организации в детских учреждениях (ДУ) еще очень далеко от идеала, причем, недостатки в его организации носят разнонаправленный характер и являются следствием не только временных трудностей (как это имеет место в отношении снабжения разнообразными продуктами питания), но, зачастую, и прочной практики, сложившейся годами в становящуюся тормозом систему (технологическое и кадровое обеспечение пищеблоков ДУ, существующая организация медицинского контроля за питанием и т.п.).
4. Дидактические (учебные) цели:
Приобретение и углубление знаний навыков по контролю за питанием в детских и подростковых учреждениях, освоение студентами методов изучения энергозатрат и фактического питания человека, подсчета индивидуальных физиологических потребностей в энергии и основных пищевых веществах
5. Место проведения занятия: учебная комната
6. План и организационная структура занятия с распределением (примерно) часов практического занятия (хронометраж):
№ | Этап занятия | время |
1. | Организационная часть | 5 мин |
2. | Оценка исходного уровня знаний | 25 мин |
3. | Самостоятельная работа студентов | 20 мин |
4. | Совместная работа с преподавателем | 20 мин |
5. | Заключительный контроль знаний | 20 мин |
6. | Подведение итогов занятия с общей оценкой знаний студентов | 5 мин |
7. | Знакомство с методическими рекомендациями, с пособиями на следующее занятие | 5 мин |
Оценка исходного уровня знаний:
· По базисным знаниям
1. Понятие о рациональном питании и гигиенические требования к нему.
2. Количественная адекватность питания. От каких факторов зависит суточный расход энергии?
3. "Нерегулируемые" и "регулируемые" энерготраты, методы их оценки.
4. Физиологические нормы питания, их обоснование.
5. Белки, их биологическая ценность, значение в питании человека. Понятие о полноценных белках. Суточная потребность.
6. Жиры, их виды и биологическая ценность, значение в писании человека. Суточная потребность.
7. Углеводы, их виды и биологическая ценность, значение в питании человека. Суточная потребность.
8. Сбалансированность основных пищевых компонентов питания.
9. Минеральные вещества, их соотношение в суточном рационе в зависимости от возраста, профессии и климате.
10. Избыточное и недостаточное питание, его влияние на здоровье и работоспособность человека.
· По теме настоящего занятия
1. Основные аспекты работы врача-педиатра по медицинскому контролю за индивидуальным питанием и питанием организованных трупп детского населения.
2. Методы оценки адекватности индивидуального и коллективного питания.
3. Пищевой статус, как состояние здоровья, отражающее адекватность фактического питания.
4. Критерии адекватности питания.
5. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы пищеблока.
6. Врачебный контроль за состоянием здоровья персонала.
7. Особенности организации питания и осуществление медицинского контроля за ним в детских дошкольных учреждениях, школах и летних оздоровительных лагерях.
2. Решение ситуационных задач