Когнитивистское определение

Давайте попробуем полностью абстрагироваться от нарисо­ванной нами картины и рассмотреть понятие мема без учета нас самих. Такое определение мы можем найти в труде психолога-когнитивиста и философа Дэниела Деннетта.

Когнитивистское определение мема (по Деннетппгу); Мем — это такого рода комплексная идея, которая формирует себя в виде чего то определенного и запоминаемого. Мем распространяется посред­ством орудий — физических проявлений мема.

Деннетт объясняет свое определение следующим образом:

«Тележка на колесах со спицами служит не только для перевозки зерна или других грузов; эта тележка «перевозит» замечательную идею «тележки на колесах со спицами» — из одного сознания в другое».

Благодаря этому определению мы можем посмотреть на мир с точки зрения мема. Обратите внимание на выражение «формирует себя». Мы ведь знаем, что идеи не могут «форми­ровать себя*, как ложки не могут «сами по себе» танцевать на столе. Это определение является научной моделью, и мы уже знаем, как много таких моделей можно выстроить вокруг одно­го только термина — <мем». Выражение «формирует себя» -это лишь уловка исследователя, с помощью которой он побуж­дает своих читателей взглянуть на мир с точки зрения мема. Ес­ли вы посмотрите на отдельные мемы, то вы обратите внима­ние, как много интересного происходит вокруг. По мере того, как эти мемы распространяются, они претерпевают мутацию и погибают.

Если в сознании какого-либо человека действует мем «тележ­ки на колесах со спицами», то он может такую тележку создать. Когда другой человек увидит эту тележку, он «заразится» этим мемом и сделает другую тележку. Этот процесс может повторять­ся бесконечное число раз. В отличие от определения биологов, когнитивистское представление о мемах помещает их в царство невидимого: мемы формируют «программное обеспечение» на­шего сознания. В сознании зарождаются те формы, которые впоследствии материализуются в физическом мире и передадут свои споры другим людям.

Можно сказать, что когнитивистское определение дает нам лицензию частного детектива. Теперь мы можем вооружиться лупой и наблюдать за конкретными мемами: как заражение ме­мом воздействует на поведение людей; как люди распространяют этот мем; как один мем конкурирует с другими — например, мем консольного моста — с мемом подвесных мостов. Благодаря этой формуле мы можем понять, какие особенности мема привелик тому, что он «завоевал»- большее (или меньшее) число умов в сравнении с мемами-конкурентами.

В этом определении, правда, есть одна терминологическая загвоздка: мем, согласно когнитивистской формулировке, рас­пространяется посредством «орудий*. Но определить эти «ору­дия» далеко не так просто, как в биологии (там «орудиями* рас­пространения ДНК служат отдельные организмы). Передача мемов не всегда осуществляется так же просто, как в рассмотрен­ных нами примерах (один человек напевает мелодию или толка­ет тележку на колесах со спицами, а другие им подражают).

Итак, если мемы — это внутренняя программа человека, мы должны обратиться к последним исследованиям психологов и узнать, каким образом мы «программируемся» — иными сло­вами, каким образом мемы передаются в наше сознание. Ведь после того, как программа попала в наше сознание, в комплексе наших поведенческих мотивов появляются и те, которые спо­собствуют косвенному распространению мемов.

И хотя в некоторых случаях использование термина «ору­дие» может прояснить картину,— например, при описании че­ловеческого поведения или какого-нибудь культурного арте­факта, который инфицирует людей своими мемами,— гораздо чаще мем становится причиной ряда действий, которые вы­страиваются, как картинки в комиксах. Лишь в результате од­ной из побочных своих функций эти мемы распространяются. Колеса вагонов, как телевизионная реклама,— это исключе­ния среди орудий распространения мемов; общий принцип сложней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: