Психологическое определение мема

Если спросить у психолога, что такое мем, то он даст не­сколько иной ответ, в котором будет в большей степени отраже­ны особенности деятельности человеческого сознания, а не со­ставляющие элементы поведения. Психолог Генри Плоткин определяет мем следующим образом:

Психологическое определение мема (по Плоткину): Мем является единицей культурной наследственности, аналогичной гену. Мем — это внутренняя репрезентация знания.

В этом определении подчеркивается аналогия с генами, хи­мическими по своей природе участками молекулы ДНК. Если эти «факторы» отличия ДНК определяют такие внешние черты, как цвет глаз или волос, группу крови и даже то, кем вы вырасте­те — человеком или Лабрадором, то мемы определяют особенно­сти вашего поведения. Если уподобить ваше сознание компьюте­ру, мемы будут отвечать за ваше «программное обеспечение?-, software, а гены — за «железо», hardware: мозг и центральную нервную систему.

В соответствии с этим определением, мемы живут не во внеш­них атрибутах культуры, а в самом сознании. И действительно, ведь именно в сознании человека происходит конкурентная борь­ба между мемами. В соответствии с этим определением, мемы женщины, носящей мини-юбку, можно разделить на три группы: первый мем — «надо быть в курсе, какие сейчас моды», второй мем — «на модных женщин больше обращают внимание!-, третий мем — «я хочу, чтобы на меня обращали внимание». И если жен­щина надевает короткую юбку, то это свидетельствует о наличии в ее сознании трех перечисленных мемов. При наличии достаточ­ного количества женщин, с сознании которых работают эти мемы, возникает еще один мем: «мини — это модно». И этот мем приво­дит к реальному укорочению юбок.

В мостостроении также действуют свои мемы, и это приво­дит к эволюции методов постройки мостов. Сознание архитек­тора «программируют» следующие мемы: «именно висячий мост будет лучшим решением для данного типа работы», «архи­тектор, выполнивший свою работу хорошо, получает одобрение своего начальства», «важно получить одобрение начальства». Если в сознании архитектора не будет действовать хотя бы один из этих мемов, он не будет проектировать висячий мост. Только взаимодействие трех этих мемов повлечет за собой возведение той или иной конструкции. Безусловно, архитектор действует не в одиночку — с ним трудятся много других людей: инженеры, рабочие, водители, и каждый из них действует в соответствии со своими собственными мемами.

Психологическая формулировка предполагает, что мемы иг­рают ту же роль в нашем поведении, какую исполняют гены в нашем теле. Мемы — это внутренняя репрезентация знания, их существование приводит к определенным последствиям во внешнем мире. Гены — скрытые внутренние единицы информа­ции, заложенной в эмбрионе, и ее особенности имеют свой «ре­зультат» — при участии окружающей среды из нее развиваются плоть и кровь молодого организма. Мемы тоже являются скры­той, внутренней репрезентацией знания, которая также при воз­действии среды имеет определенные проявления во внешнем поведении человека и его культурных артефактах — например, юбках и мостах. Если я где-нибудь замечу мини-юбку, то в моем сознании может возникнуть мем: «мини — это модно». Следует помнить, однако, что этот мем возник в моем сознании, что он не воплотился в теле Мэг Райан.

…………………….

…………………… их можно скорректировать".

Такой подход к мемам облегчает понимание действия психики. Тем не менее он не дает ответа на целый ряд вопросов, относящихся к теории эволюции человеческого зна­ния. Основное внимание в рамках этой модели уделяется чело­веческому сознанию, в нем не рассматривается человеческое зна­ние как единое целое, как информация, которая принадлежит большому числу людей. Люди получают другие виды информа­ции — например, сведения о географии, природе Вселенной или генетических данных, заложенных в ДНК каждого организма. Это знание как-то влияет на наше поведение и культуру, но как?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: