Мемы-стратегии

Стратегия — еще одна группа мемов: гибкие правила практи­ческого поведения, которые учат вас, что можно сделать в опре­деленной ситуации для получения желаемого результата. На­пример, за рулем ваше поведение определяет сразу несколько мемов-различий, которые обладают непосредственной связью с правилами вождения: светофоры, ограничения скорости, раз­делительные линии и т. д. Однако помимо того ваше поведение за рулем определяется рядом мемов-стратегий:

/ Если за перекрестком вы хотите повернуть направо, а на светофоре горит красный свет, то сначала вы остановитесь, а затем совершите поворот.

/ На перекрестке вы ждете, когда разъедутся

автомобили, оказавшиеся там до вас, и только тогда трогаетесь сами.

/ На кольцевой развязке вы движетесь против часовой стрелки.

/ Вы снижаете скорость, если впереди себя видите дорожный патруль.

С помощью перечисленных мемов-стратегий мы избегаем дорожных инцидентов, доезжаем до пункта назначения и не платим штрафы полиции. Не сложно убедиться, что стратегии каждый день «срабатывают» на уровне нашего подсознания. Мы нередко видим такую картину: автомобиль не превышает уста­новленной скорости, однако его водитель, завидев полицию, на­жимает на тормоз. Правила кольцевого движения в некоторых зарубежных странах особенно тяжело даются нашим соотечест­венникам по той причине, что они «нарушают» сразу несколько стратегий вождения, усвоенных ими до того. Если вы когда-ни­будь увидите, как на узкий перекресток подъезжают четыре ав­томобиля одновременно, то вы получите представление о том, сколь непредсказуемым становится поведение человека, когда неожиданно оказывается, что годами наработанные мемы-стратегии больше применять нельзя.

Поскольку будущее предсказать нельзя, мемы-стратегии сложно назвать Вечными Истинами относительно того, как себя вести в этом мире. Более верным было бы сказать, что все мемы-стратегии лишь приблизительно указывают способы нашего по­ведения в этом мире, цель этих мемов — добиться определенных результатов.

Стратегия — это лишь наше представление причин и вытекающих из них следствий. Если вы «запро­граммированы» определенным мемом-стратегией, то вы подсознательно будете стараться вести себя соответствующим образом, чтобы добиться иско­мых результатов. Ваше поведение может стоять у истока ряда событий, благодаря которым данный мем-стратетия будет перенесен в сознание других людей.

По мере того как меняется мир, как меняетесь и растете вы сами, изменяются и привычные причинно-следственные связи. Так, в частности, большую часть поведенческих стратегий, отно­сящихся к взаимоотношениям с другими людьми, мы усваиваем до пятилетнего возраста. В зрелом возрасте эти стратегии, как правило, уже не будут наиболее эффективными.

Так, например, двухлетние дети иногда «программируют» свое сознание мсмом-стратегией, по правилам которой необхо­димо дуться и вредничать. Дети усваивают эту стратегию иногда благодаря плохим примерам — от других сверстников, иногда — методом проб и ошибок, поскольку они знают, что их плохое по­ведение принесет им больше внимания и любви со стороны ро­дителей. Тем или иным образом, этот мем-стратегия становится частью его психической «программной базы», и наш герой ждет удобного случая, чгобы применить его и добиться ожидаемого результата. Мать говорит по телефону? Попробуем покричать. Разговор окончен, мать уделяет ребенку внимание. Другие жен­щины лучше реагируют на вспышки гнева, лесть, улыбки ребен­ка, и сознание их детей «программируется» мемом-стратегией, соотнетствующим для данной «окружающей среды». Поведение родителей определяет большую часть базовых «программ* их детей.

Через тридцать лет этому мальчику будет 32 года. Допус­тим, что на работе он столкнется с некоторыми трудностями — ему будет казаться, что его недооценивают. Скорее всего, он в этот момент по-прежнему будет «запрограмммирован» мемом-стратегией, которую он усвоил в два года. Тем не менее в рам­ках эгого нового сценария программа его поведения — дуться и вредничать — едва ли принесет столь же хорошие результаты, как в два года. Основная сложность будет состоять в том, что этот 32-летний мужчина даже не осознает, что по-прежнему действует по правилам своей старой стратегии. А между тем в распоряжении у взрослых людей есть куда более мощные ин­струменты и орудия влияния на свое окружение, чем у двухлет­них детей. И основная наша проблема заключается в том, что наши головы переполнены старыми мемами-стратегиями, что в наших офисных центрах слишком много таких дующихся, вредничающих, поддающимся вспышкам гнева, льстящих и улыбающихся взрослых людей, которые подсознательно (и безуспешно) пытаются удовлетворить таким образом те или иные свои потребности.

Сознание и поведение * 51

Нередко люди даже не подозреваю! о том, что их сознание «запрограммировано*- тем или иным мемом-стратегией. Тем более очень сложно дога­даться, что не все из наших мемов-стратегий достаточно эффективны. Но если мы поймем, какими именно мемами-стратегиями «запрограм­мировано* наше сознание, мы сможем сознательно избирать стратегии, которым мы будем следовать, и использовать свои мыслительные способности в полную меру.

МЖЫ-АССОиИАЦИИ

К третьей группы мемов относятся ассоциации. Ассоциации связывают два и более мемов в вашем сознании друг с другом. Например, запах креозота (сам запах креозота известен мне только потому, что я обладаю мемом-различи ем креозота) ассо­циируется в моем сознании с побережьем в окрестностях Босто­на — во времена моего детства туда брал меня с собой время от времени мой отец. Мне нравится этот запах. Он напоминает мне счастливые годы. Если бы рекламщикам было известно, что этот запах нравится мне и другим людям, то они воспользовались бы этим и вскоре мы узнали бы о появлении пахнущей креозотом рекламы центров семейного отдыха.

Иными словами, у меня особое отношение к креозоту. Кроме того, у меня есть особое отношение к моей работе, к людям, с ко­торыми я сталкивался в жизни, к телевидению, к мемам — у ме­ня «особое отношение» практически ко всему на свете. Эти отно­шения являются мемами, которые отвечают за ассоциативную связь между другими мемами — стоит в моем сознании появить­ся одному мему, и тотчас вслед за ним возникает другой.

Специалисты рекламного дела не дожидаются момента, ко­гда мы сформируем свои собственные мемы-ассоциации. Они идут на шаг впереди и программируют наше сознание своимиmi» in.-......imi........ншцинмп rum нршшло, для этой цели ис-

Ilii'tl.-IVi'lrii 11"|1'1МИ''М1Н'.

/ I к'пп»)..•(/ хот-дог / яблочный пирог / Chevrolet.

/ (Ч'ксуальные парни / Coca-Cola без сахара.

/ ('ексуальные женщины / пиво.

/ Сексуальные женщины / компьютеры / автомобили / садовые инструменты / приводной ремень венти­лятора...

Мемы-ассоциации, которыми запрограммировано ваше со­знание, серьезно воздействуют на ваше поведение. Это подтвер­дил знаменитый эксперимент физиолога Ивана Павлова. Павлов звонил в колокольчик каждый раз перед кормлением своей соба­ки. Скоро в сознании собаки выработался мем-ассоциация: коло­кольчик — пища. Когда программирование было завершено, у со­баки начиналось слюнотечение от одного звука колокольчика. Рекламщикам очень хотелось бы, чтобы при виде их продуктов у вас текли слюнки — в прямом или переносном смысле.

Безусловно, можно много пререкаться и пытаться ответить на интересный вопрос: все ли подобные ассоциации — или стра­тегии, как в предыдущей главке,— являются мемами, или же многие из них — это всего лить хорошо известные нам пове­денческие установки, о которых нам известно практически все и которые можно объяснить, не прибегая к такой новой замеча­тельной теории, как мемстика. Так или иначе, наш мир очень непрост. Если ваше сознание запрограммировано той или иной ассоциацией, в результате чего ваше поведение меняется, имеет смысл рассматривать этот «программный элемент» в качестве потенциального мема, чтобы попытаться выяснить — не спо­собствует ли изменение вашего поведения созданию «новых ас­социативных копий» в сознании других людей. Если, напри­мер, на бейсбольном матче вы спросите кого-нибудь: «А вы знаете, какой классный «шевроле» у Кена Гриффи-младщего?», то вы осуществите передачу своего мема-эссоциации другому человеку.

Сознание и поведение # 53

С помощью ассоциаций осуществляется связь мемов друг с другом. Если ваше сознание «запрог­раммировано» мемом-ассоциацией, внимание к одному объекту немедленно вызывает другую мысль или чувство. Б результате ваше поведение изменяется, что в конечном счете приводит к передаче мема другому человеку.

Мемы-ассоциации — это нечто неуловимое, и коварное ис­пользование их другими людьми иногда ускользает от внима­ния того, кто носит их в своем сознании. Секты «программиру­ют» своих членов такими мемами-ассоциациями, которые связывают учение секты с хорошими чувствами. Достаточно непродолжительного времени, чтобы участники культа пове­рили, будто бы качество их жизни, и даже само выживание, за­висит от их присутствия в данной секте,— более того, они должны быть благодарны секте за то, что она позволяет им жить. В Главе 8 мы увидим, что сознание даже тех людей, кото­рые не входят в тоталитарные секты, может быть «запрограм­мировано» схожими установками (может быть, не столь же сильными) в отношении компании, на которую мы работаем, капиталистического строя, демократии, нашей семьи, религии, жены или мужа.

посш£пу\я1\?оггхмш?офму\я

Любой специалист по авторскому праву скажет вам, что идею или мысль невозможно считать собственностью. Ваши ав­торские права могут распространяться на выражение идеи, ху­дожественное или какое-либо другое: вы можете обладать пра­вом на картину, роман, стихотворение или симфонию, которые были бы выражением той или иной идеи, но не авторскими пра­вами на идею. В действительности же мы знаем, что истинна об­ратная ситуация: не люди владеют идеями, а идеи — людьми. И эти идеи состоят из мемов. Мгми не только могут управлять вашей жизнью, пни ею реально управляют, и в намного большей степени, чем вы считаете.

Каким образом вы можете стать собственностью мема? Про­ще всего попасть в эту кабалу благодаря законам и обычаям об­щества, в котором вы живете. Например, сто лет назад роль муж­чины и женщины в обществе определялась мемами, которые сегодня показались бы довольно странными, иногда оскорби­тельными и даже смешными: «место женщины — дома», «за спи­ной каждого великого человека стоит его жена», «женщина должна вести себя скромно» и т. д. Эти мемы ограничивали воз­можности как женщин, так и мужчин.

Ситуация изменилась только тогда, когда горстка энтузиас­тов решительно отказалась от старых мемов и попыталась вы­теснить их из сознания других людей. На смену старым мемам пришли новые: «равенство возможностей для мужчин и жен­щина, «.женщина может стать тем, кем захочет», «женщина лег­ко проживет без мужчины!> и т. д. Старые сексистские мемы же­стко ограничивали возможности женщин в жизни только по той причине, что сознание большинства людей было «запрограмми­ровано» ими.

Действующие законы — это другой пример того, как ме­мы могут управлять людьми. Немногие отважатся выступить против законов, карающих такие тяжкие преступления, как убийство, например. Другие же законы, однако, многим представляются произволом властей и тем не менее способ­ны оказывать существенное влияние на жизнь людей. Так, например, в бывшем Советском Союзе запрещались любые выступления против правительства, а любая коммерческая деятельность была объявлена вне закона. В Соединенных Штатах людей отправляют в тюрьму за выращивание мари­хуаны и продажу акций лицам и учреждениям, располагаю­щим конфиденциальной информацией, поскольку это нару­шает правила фондовой биржи.

Цена, которую мы платим за цивилизацию,— это компро­мисс. Без псеобщего согласия относительно миллионов вопро-

сов, более или менее важных, невероятно сложное общество, ко­торое нам удалось построить, было бы быстро разрушено.

Представьте себе, во что превратилась бы маша жизнь, если бы большая часть общества не выра­ботала бы согласия по таким мемам, как собствен­ность на имущество, соблюдение контрактов, цветовые обозначения светофоров, а также правила хранения денег на банковских счетах.

Рассмотрим такой простой мсм-различие, как деньги. По­думайте, что произошло бы в том случае, если бы в один пре­красный день мы пересмотрели бы свои взгляды на то, с какой целью используются деньги и какова их стоимость, и в своих бумажниках обнаружили бы не «долларовые купюры*, а пачки грязных зеленых бумажек? Впрочем, нечто подобное в исто­рии уже случалось — это произошло после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Виной всему была гипер­инфляция.

Всенроникаюпщх социальных мсмов слишком много даже для того, чтобы их можно было просто перечислить. И все же каждый из них оказывает колоссальное влияние па машу жизнь. Далеко не все из них обладают столь же отталкивающе-притяга­тельным ароматом, как дискуссии по половой проблематике. Тем не менее мы должны понимать, все они искусственны и созданы самим человеком, что в подавляющем большинстве случаев эти мемы вовсе не представляют собой столь же благой результат со­знательной работы, как Конституция США. Большинство ме­мов, как и представления о роли полов до XX в., формировались произвольно и никогда не подвергались серьезному рассмотре­нию. Конечно, нет ничего нового в том, чтобы ставить иод сомне­ние социальные нормы. Многие философы древности и нового времени писали о том, сколь неразумно было бы жить в клетке произвольных социальных норм. Однако менять их всегда ока­зывалось очень не просто. Возможно изменять мемы, на которых зиждется общественное устройство, но когда идеи передаются посредством психических вирусов, сделать это не так-то просто.

Тем, кто разбирается в основах этой науки, меметика помо­гает оказывать большее воздействие на распространение мемо

Наша закабаленность мемами проявляется не только в жиз­ни общества и государства. В рамках любой группы контактиру­ющие друг с другом люди подвергаются влиянию среды: на каж­дого человека оказывается сильное давление, чтобы его поведение и образ мыслей соответствовал поведению и образу мыслей других членов группы. В детстве влияние среды может внушить ребенку желание курить, употреблять наркотики, при­нимать участие в жизни бандитских группировок... Однако взрослые в не меньшей степени подвержены воздействию среды. В процессе лечения алкоголикам нередко приходится отка­зываться от своих пьющих друзей, чтобы порвать с влиянием среды, которое сводит все их усилия на нет. В то же время неко­торые из них вступают в Общество Анонимных Алкоголи-ков,и таким образом преднамеренно становятся объектом более конструктивного воздействия со стороны. В таких фирмах, как Microsoft (я работал в этой компании на протяжении многих лет), действует продуманная организационная культура, кото­рая способствует перманентному усилению определенных ме-мов. В случае компании Microsoft немаловажными составляю­щими организационной культуры были следующие мемы: элитизм — служащим внушалось, что, работая в Microsoft, они занимают исключительное положение; приверженность компа­нии; нетерпимость к халтуре; работа с самоотдачей.

Приспособление к новой культуре можно сравнить с ради­кальным методом обучения плаванию: либо ученик выплывет,

либо утонет. Либо ваша психика изменится, поддавшись давле­нию среды, и вы усвоите новые мемы, либо вы попытаетесь про­тиводействовать крайне неприятному чувству, будто вы окруже­ны людьми, которые считают вас сумасшедшим или чудаком. Тот факт, что вы о них схожего мнения, будет для вас довольно слабым утешением.

Этика других субкультур может быть отличной от той, кото­рая была принята в Microsoft, однако результаты ее действия бу­дут практически теми же. Так, в частности, многие мои друзья, работавшие в правительственных учреждениях, рассказали мне о царящей там культуре. Характеризуют ее черты ни в чем не схожие с организационной культурой компании Microsoft: без­различие, терпимость к халтуре («для государственной службы неплохо»), работа только «до звонка», сознательная установка на посредственность с ее вездесущим девизом: «взяли бы и мы эту планку, да костыли помешали». Погружение в эту культуру приведет к тем же результатам: либо вы усвоите эти мемы, либо вы будете бороться с давлением среды.

у каждого сяоя программа-

Можно утверждать, даже не анализируя культуру, в которой вы живете, что мемы, «запрограммировавшие!- ваше сознание, влияют на вашу жизнь любым доступным для них способом. По этой причине к психическим вирусам следует отнестись крайне серьезно. Психические вирусы поразили ваше сознание рядом мемов — идеями, психическими установками и убежде­ниями. В конечном счете в своей жизни вы получаете совсем не то, чего вам хотелось.

Один из способов, с помощью которых запрограммировавшие ваше сознание мемы влияют на ваше будущее,— это самореализующееся предсказание. Вера в вероятность события нередко способствует повыше­нию вероятности события. Ребенок, которому родители посто­янно повторяют, что ему «повезет», что он может стать, кем за­хочет, «запрограммирован* на успех (по крайней мере, на успех II соответствии со стандартами его родителей). Тогда как ребе­нок, который растет без родителей в каком-нибудь городском «каменном мешке», который ничего не видит вокруг, кроме чу­жих неудач и отчаяния, по-видимому, будет «запрограммиро­ван* на поражение. Психические вирусы нередко заполняют на­ши головы мемами «самоподрыва», которые препятствуют достижению успеха.

Если мы посмотрим, как работают «самореализующиеся предсказания», то мы поймем, почему ясновидящие и гороско­пы пользуются столь большой популярностью. Мне довелось дважды наблюдать за работой замечательного экстрасенса Мак­свелла, который трудится в маленьком сиэтлском ресторанчике. Говорю «замечательный» — со знанием дела. Оба раза он гадал моим друзьям с помощью карт Таро. Карты неизменно предска­зывали им здоровье, богатство и счастье — при том условии, что мои друзья воспользуются шансом и осуществят мечту своей жизни, причем действовать они будут безотлагательно.

Поскольку я немного знаком с техникой карточных фоку­сов, мне нетрудно было заметить, что Максвелл тасует карты та­ким образом, чтобы три правые, что называется, «выпали»,— между тем как клиент сохранял неколебимую уверенность, что он сам их выбрал. Карточный трюк подкреплял правдоподоб­ность слов Максвелла и заставлял людей более внимательно прислушиваться к его советам. Я надеюсь, что так они и дела­ли,— это прекрасное самореализующееся предсказание, вероят­но, способно «запрограммировать» на богатую и полноценную жизнь любого.

Мемы-различия, которыми «запрограммировано* ваше со­знание, не только определяют ваше будущее, они создают свое­го рода фильтр восприятия, сквозь который просеивается окру­жающий вас мир. Люди усваивают лишь крохотную долю той информации, которая каждую секунду фиксируется органами H.-1TIII1X чунстн. Какие сведения мы усваиваем, а какие игнориру­ем? U;i;ii'o отвечает наше подсознание, причем само оно исходит и;) мемов-различий, которыми мы «

Мемы-различия, которые программируют ваше сознание, контролируют получаемую вами информацию. Благодаря им ваша реальность так сильно отличается от других.

Большинство людей никогда не пытались сознательно под­готовить свое восприятие к поиску такой информации, которая имеет для них наиболее иажное значение,— этот длительный и сложный процесс мы подробнее рассмотрим в Главе 12. Про­цесс отбора информации оставлен ими на волю случая, их вос­приятие подвергается воздействию психических вирусов.

Можно привести многочисленные примеры подобных филь­тров восприятия: когда вы покупаете новый автомобиль, вы вне­запно обнаруживаете на дорогах огромное количество машин той же марки. Дело в том, что в вашем сознании сформировался новый мем-различие. Когда вы расскажете о своем новом авто­мобиле своему другу, он начнет замечать аналогичные машины на улице — это значит, что ваш мем был передан другому созна­нию.

Вы узнали новое слово и тотчас начали замечать его в газе­тах и на радио? Это слово употреблялось и раньше, но вы не от­личали его от других, потому что не обладали соответствующим мемом-различием. Если вы употребите его в беседе с другом и скажете, что постоянно на него натыкаетесь в литературе, то вы передадите этот мем другому сознанию.

Одному моему приятелю очень нравился ре-мажорный ка­нон Пахельбеля. Я сказал ему, что этот канон напоминает мне одну рекламную песенку — «Гамбургер, король бюргеров*. Те­перь каждый раз, когда он слышит свой любимый канон, он вспоминает слова: «Добавь немного кетчупа, добавь салат...» Его сознание запрограммировано новым мемом-различием, и он вы­нужден вспоминать эту песенку против своего желания. Меня он в итоге возненавидел.

Реклама функционирует схожим образом — изменяя ваш фильтр восприятия таким образом, чтобы вы обращали больше внимания на рекламируемые продукты, а они вызывали у вас бо­лее приятные эмоции. Предназначение политических слоганови риторики государственных деятелей заключается в том, чтобы инфицировать ваше сознание соответствующими мемами — под их влиянием вы будете за этих политиков голосовать.

Мир переполнен мемами, которые распро­страняются посредством психических вирусов. Они сражаются за место в вашем сознании, в вашем восприятии, они пытаются завладеть вашим вниманием. Этим мемам безразлична ваша судьба и благополучие. Они приводят вас в замешатель­ство и препятствуют вашей самореализации.

Ваша оценка собственного прошлого также оказывает нема­лое влияние на вашу жизнь. Сегодня в Америке очень модно на­зывать «жертвами» людей, перенесших жестокое, несправедли­вое или небрежное обращение. Безусловно, такая точка зрения имеет право на существование. Однако люди, которые привыка­ют считать себя жертвами, также привыкают к ощущению соб­ственного бессилия и уже не способны справиться с негативны­ми эмоциями.

Позитивный подход предполагает ответственность человека за все события своей жизни. Это касается и тех, кто стал жерт­вой несправедливого отношения к себе в прошлом. После того как человек изменяет свое отношение к прошедшему — в «про­грамме* своих мемов — и берет на себя ответственность за свое прошлое, он может пережить относительно недолгий период со­жаления и уныния. Но после этого он сбрасывает гнет прошло­го и движется вперед.

Что же значили те слова Алфреда Норта Уайтхеда, вынесен­ные нами в эпиграф к Главе 1 — что не существует «абсолютных истин», все истины наполовину состоят из лжи? Я привел эту цитату, поскольку мем-различие Истина, предполагающий на-

Сознание и поведение # 61

личие какого-либо безусловного факта или авторитета, исклю­чается из новой мсметической парадигмы.

Истинность того или иного утверждения зависит от исход­ных положений, принятых вами при его рассмотрении,— иными словами, мемов-различий, которые вы использовали в рассужде­нии. Можно сказать: Солнце восходит на востоке и садится на за­паде. Так ли это? В действительности же нет ничего в этом мире, что не зависело бы от чего-то иного. Точнее было бы сказать, что Земля вращается вокруг Солнца. Но было ли бы истинным и это утверждение? Если вы строите бейсбольную площадку и собира­етесь расположить «дом* таким образом, чтобы Солнце не попа­дало бэттеру в глаза, утверждение «Солнце садится на Востоке* станет для вас очень важным мемом — вернее сказать, полезной полуистиной. Но если вы, руководя постройкой такой площадки, станете рассказывать рабочим о теории относительности и зако­нах всемирного тяготения, желаемого результата вам не полу­чить*.

А как же быть с вечными вопросами, ответы на которые можно было бы назвать вечными истинами? Существует ли жизнь после смерти? Это зависит от того, что вы понимаете под словами «жизнь» и «смерть*-, и даже от значения глагола «су­ществовать»! Было бы очень опасно вцепиться в один из гото­вых ответов, забыв о тех допущениях, которые подразумевают­ся в самом вопросе. Стоит только изменить мемы-различия,

" Даже полуистина «Солнце садится на западе» опирается на сомнительные допущения. Как-то раз, стоя на террасе своего дома в Сиэтле в День независимо­сти, я смотрел на прекрасный закат и вдруг воскликнул: «Ничего себе! Солнце садится на севере]? И действительно, терраса выходит на запад, а мне. ЧТОЙЫ увидеть.закат, пришлось повернуться на 90 1радусов.

Почему это произошло? Во-первых, вовсе не было «Истиной» то, 'ITO моя терраса выходит на север. В Сиэтле мы привыкли считать, чти залив «где-то на западе», однако недалеко от моего домн береговая линия изломана, и залип в действительности «где-то на юго-востоке*.

Во-вторых, солнце далеко не всегда садится на западе! За границей поляр­ного круга летом солнце вообще не «заходит», оно лишь «склоняется» к Север­ному полюсу, а затем снова «восходит». Немного южнее Северного полярного круга, например, в Финляндии, в период летнего солнцестояния ночь очень ко­ротка: солнце лишь скрывается за горизонтом — и как рал на севере! И даже в Сиэтле, в конце июня, когда дни долгие, а ночи короткие, солнце садится и вос­ходит почти на севере. Благодаря двум этим * полу истинам» получилось так, что я наблюдал jaKar на севере. (Благодарю Уильяма Кальвина за разъяснения.) ии которых вы исходите, и у вас будет совершенно иная фило­софия.

Присвоить тому или иному мему ярлык «Истины» — зна­чит сделать его неотъемлемой частью вашего «программного обеспечения*, и устранить на корню вашу способность созна­тельно избирать свои собственные мемьг. После того как некий авторитет укажет вам, что нечто «истинно» или «правильно» и что нечто вы «обязаны» делать, вы будете запрограммирова­ны уже не в теории, а на практике. Но стоит вам осознать тот факт, что на свете существуют лишь полуистины — что истин­ность того или иного мема зависит от контекста, в котором он существует,— как у вас появится мощное оружие, с помощью которого вы сможете противостоять психическим вирусам и их программам.

Подчиняетесь ли вы тем или иным правилам, признаете ли вы какие-либо авторитеты, помимо себя самого? Соблюдаете ли вы законы, выполняете ли указания начальства, докторов, роди­телей? Я надеюсь, что вы уважаете других жителей нашей пла­неты. Но, кроме того, я рассчитываю на ваше понимание одного простого факта: всякий раз. когда вы выполняете чьи-либо инст­рукции, вы становитесь добычей для психических вирусов. Как мы увидим в Главе 3, работа вирусов заключается в том, чтобы задействовать в вашей психике механизм «подчинения инструк­ции» и заставить вашу психику выполнять заранее установлен­ную программу. Если вы будете таким механизмом, то можете не сомневаться — они сделают из вас то, что им нужно.

Что мы могли бы сделать в такой ситуации? Отказ от учас­тия в любых культурных установлениях для большинства из нас будет полностью неприемлемым выходом. Ходить на работу, поддерживать отношения с другими людьми, посещать клубы и пользоваться системой судебных органов представляется для нашей жизни необходимым и, по крайней мере,— немаловаж-ртым с практической точки зрения. Но чтобы не попасть в рабст­во к психическим вирусам, мы должны производить тщатель­ный отбор среди этих инструкций и постоянно принимать относительно них решение. «Подвергай сомнению авторите­ты» — быть может, лучший совет, который был дан в этом отно­шении. Но полезно не увлекаться и не воспринимать его как «Противоречь авторитету* — психические вирусы столь же лег-

Сознапие и поведение * 63

ко загоняют в кабалу автоматических бунтарей, как и автомати­ческих подпевал тех или иных «инструкторов».

Поведение как бунтарей, так и «подпевал* предсказуемо — оно заранее предначертано в их меметической программе.

Задача состоит в том, чтобы осознать: у вас уже есть мемети-ческая программа и вы можете «перепрограммировать» себя, когда тот или иной психический вирус попытается вас инфици­ровать и вмешаться в вашу жизнь!

Психические вирусы расцветают, когда вы верите, что содер­жащиеся в них мемы являются Истиной. Люди защищают ме-мы, которыми они запрограммированы, с тем же упорством, с которым они отстаивают свою жизнь! Это настоящий рай для психических вирусов: наш интеллект и способность решать за­дачи начинают верой и правдой служить им. Единственный спо­соб нашего обучения и роста заключается в изменении системы наших верований и убеждений -- меметической программы. Но мы парадоксальным образом пытаемся уцепиться за свою существующую программу, как если бы сомнение в том или ином собственном меме грозило нам смертью.

Такие установления нашей культуры, как государства, ком­мерческие операции и организации,— это всего лишь результат эволюции культуры. В ходе своего развития эти институты ис­пользовали все доступные средства. В них не кроется ничего святого, пока мы сами не возведем их на пьедестал. Но как толь­ко появляется большое число людей, которые не знают цели собственной жизни и ждут каких-либо приказов и распоряже­ний, тотчас возникают культурные установления, чтобы задей­ствовать их энергию. Люди редко избирают такие институты со­знательно, например, с целью улучшения своей жизни. Причем выигрывают обычно те установления, которым удается «запро­граммировать* людей мемами, служащими собственным инте­ресам этих институтов.

Психическим вирусом является культурное установление, которое программирует людей мемами, заставляя заботитьсяо его интересах. Из этого не следует, что такое установление обя­зательно будет чем-то плохим; однако на вашем месте я попытал­ся бы узнать — какие именно психические вирусы сражаются друг с другом за право использовать мою жизнь. По крайней ме­ре, я хотел бы, чтобы за мной оставалось право выбора между ни­ми и я мог принимать решение, если не изобрести свой собствен­ный «вирус».

В рамках новой меметической парадигмы функционирование человеческого разума рассматривается как комбинация инстинк­тов и программ мемов. У людей, однако, остается возможность со­знательно выбрать среди разных мемов,— выбрать именно такие мемы, которые в наибольшей степени соответствовали бы опре­деленным нами целям. В том случае, если человек не владеет ос­новами меметики, его «программы» не являются продуктом со­знательного выбора — они, как правило, усваивались им в детстве и в ходе последующего опыта. Как мы увидим далее в нескольких главах, большая часть такого рода программ «нарабатывается* в результате инфицирования людей психическими вирусами. Для начала, однако, мне хотелось бы обратить ваше внимание на само явление психического вируса — что это такое и как психиче­ский вирус работает.

Глз&з Ъ

Глава 3. ВИРУСЫ.......................................65

Представьте себе музыкальный автомат в баре. Допустим, вы нажимаете кнопку 11-АД. И в ответ слышите такую песню:

Брось еще одну монету в музыкальный автомат. Лучше в мире песни нету, чем одиннадцатый АД.

Дуглас Хофстедтер, «Гедель, Эшер, Бах»

Давным-давно, возможно несколько миллиардов лет назад, путем эволюционного преобразования на свет появился новый организм — если его можно назвать организмом. У него было необычное свойство, позволявшее ему поражать репродук­тивную систему других организмов, заставляя ее производить копии этого «организма». Мы называем такие «организмы» ви­русами.

Вирусы встречаются в трех известных нам мирах. Во-пер­вых, в сфере биологии — в любых живых организмах, у людей, у растений, у животных. Именно здесь вирусы были обнаруже­ны впервые. Вирусы могут жить не только на листьях табака, но и в наших организмах. Известны бесчисленные разновиднос­ти биологических вирусов, существующих на земле, и бесчис­ленные подтипы каждой из этих разновидностей. Именно такие вирусы служат причиной болезней, ежегодно уносящих милли­оны жизней, иногда не поддающихся лечению или недостаточно

3 Психич

изученных — от обычной простуды до СПИДа и других опасных.заболеваний.

Вторая сфера, в которой существуют вирусы,— это создан­ный человеком мир компьютеров, информационных сетей, баз данных и программ. Вирусы в этом мире не были обнаружены — они были придуманы человеком и им же оформлены в виде про­грамм.

Изобретение компьютерных вирусов, как правило, припи­сывается Роберту Моррису-младшему, студенту Корнеллского университета, который в ноябре 1988 года провел несанкциони­рованный эксперимент с национальной компьютерной сетью финансируемой правительством. Моррис написал программу, которая должна была оставлять собственные копии в каждом компьютере, подключенном к этой сети.

Распространение программы должно было в определенный момент остановиться. Но из-за небольшой ошибки студента она продолжала работать. На протяжении нескольких часов вирус создал миллионы своих копий, и вся национальная сеть оказа­лась парализованной. Правительственные чиновники столь се­рьезно отнеслись к этому «провозвестнику хакеров», что сту­денту, к его немалому изумлению, пришлось отвечать по нормам федерального уголовного права. Программа Морриса, вошед­шая в историю под названием Internet Worm, стала первым при­мером компьютерного вируса. Эта программа придала практи­чески неограниченную силу вирусу, а последний, после того как он был «выпушен из кувшина», полностью вышел из-под кон­троля со стороны его создателя.

В настоящее время термин «компьютерный вирус» получил повсеместную известность. Оказалось, что электронную разно­видность вируса почти так же сложно вылечить, как и ее биоло­гический эквивалент. Однако компьютерные программы понять намного проще, чем ДНК, и этим фактом тотчас воспользов; лась новая антивирусная индустрия, которой удалось сделать неплохие деньги на своем бизнесе. Выходят регулярные обно].'«чтя таких программ, как Vaccine, Dr. Virus или Antivims, он помигают предохранять компьютеры от всех известных «заболе-!• мши Не дремлют и цифровые вандалы — они продолжают • in i.ituiii новые типы вирусов. Быстрота действия и передачи линии*, практически неограниченные возможности сохранять

Биология Информационные технологии Сознание
Ген машинная команда мем
Клетка компьютер сознание
ДНК машинный язык внутреннее отображение информации в сознании
Вирус компьютерный вирус психический вирус
Генофонд программное обеспечение мемофонд (meme pool)
Споры / микробы и бактерии электронные рассылки радио- и
Виды операционные системы культурные установления
Род/ у совершен- архитектура культура
Организм программа повеление / артефакт
Генетическая предраспо- запасной вариант действия программы предрасположенность,
Генетическая искусствен™ жизяь культурная эволюция

чирусы существуют в трех не связанных друг с другом сферах: ч биологии, в мире информационных технологий и в человеческом сознании. В данной таблице сопоставлены различные термины, используемые в описании эволюции и вирусов каждого из трех названных «миров».

информацию делают компьютеры притягательной целью для преступников и благоприятной средой для распространения ви­русов.

Третья сфера жизнедеятельности вирусов является предме­том данной книги. Это — мир сознания, культуры и мысли. В на­стоящее время в этом мире происходит смена парадигмы. Ста­рую модель культурной эволюции, которая основывалась на инновации и завоевании, мы сменяем новой — моделью, осно­ванной на меметике и психических вирусах. Вирусы, действую­щие в этой сфере, объединяют в себе свойства двух предыдущих миров: они существуют изначально, и их можно «открыть*, а иногда они создаются сознательно.

В 1978 году в небольшой гайанской деревне собрание тесно связанных друг с другом членов религиозной общины предпо­ложительно совершило групповое самоубийство. Эти люди упо­требили смесь цианида, седативиого средства и клубничной пи­щевой эссенции. Они знали, что умрут. Что еще они «знали!-, нам остается только гадать. Они «знали», что в будущей жизни их ждет какое-то вознаграждение? Или же они «знали», что вы­полнение указаний Джима Джонса, лидера этой секты, является их долгом и обязанностью? Или же они «знали», что соблюде­ние законов их «веры» в конечном счете приведет их к лучшей жизни? Очевидно одно; их ^знание» ничего хорошего им не принесло. Принимая ядовитую смесь, они не следовали своему инстинкту, они следовали «запрограммировавшим» их мемам, которые в итоге привели их к смерти.

Почему компания Pepsi тратит миллионы долларов на теле­ролики, в которых употребляющие их продукт люди без конца повторяют «у-ху-ху..>? Почему время от времени случаются ка­кие-то странные истории, которые после становятся «городскими легендами»? Почему «письма счастья» во всех их разновидностях продолжают свое бесконечное шествие вокруг света и ничто, по­хоже, не может их остановить?

lice ответы на эти вопросы, так или иначе, приведут нас к ис-слсдонанию природы психических вирусов. Человеческое со-iiiiitnitc'. как клетка и компьютер, обладает всеми необходимыми СВОЙСТВВМИ для того, чтобы в нем могли существовать и размно-*.i iм и ниругы. Дело в том, что наше общество, в котором мож­но ч и,.и, мин осуществлять коммуникацию и получать доступ

к любой информации, становится самой благоприятной средой для психических вирусов. И условия их существования улучша­ются каждый день.

ЧТО ТАКО£ # ИР/С?

Поскольку понятие вируса используется сразу в трех пере­численных областях знания — в биологии, в информационных технологиях и в науке о человеческом сознании,— для начала мы рассмотрим действие биологических вирусов.

Разговор о вирусах не был бы полным, если бы мы не упомя­нули их способность к самовоспроизведению. Прежде всего, именно так вирус функционирует: он воспроизводит себя — «де­лает свои копии». Этот факт для нас не просто любопытен: дело в том, что вирус использует нас в качестве своей лаборатории, в которой он занят размножением.

Вирус — это не просто паразит, лазутчик и незваный гость, оставляющий в нас «свои копии*-. Вирус объединяет в себе эти нежелательные для нас функции.

Вирусы — это такие структуры, которые используют внешние механизмы воспроизведения для создания собственных копий.

Одна из причин, вынуждающих нас отнестись к вирусам пре­дельно серьезно, заключается в том, что самокопирование — реп-'I икания — является одной из самых мощных движущих сил при­роды'. Там, где появился один объект, появляются два, четыре, иосемь, 16,32,64,128,256,512... Увеличение количества, при кото­ром число объектов удваивается, называется экспоненциальным

* Если вы полагаете, что самой мощной движущей силой природы являет-i я Бог, то hl> стоит забывать, что он создал нас по Своему образу и подобию. Л ведь это пример саморсплиюшии! ростом, и цель такой прогрессии — заполнить все доступное про­странство. Схожим образом действует атомная бомба: деление атомного ядра становится причиной цепной реакции, когда делят­ся уже многие атомы. В результате этого процесса высвобождает­ся энергия. А поскольку пространство внутри бомбы ограничено, происходит мощный взрыв.

Обычному биологическому вирусу доступны только те меха­низмы самовоспроизведения, которые находятся внутри клеток атакуемого вирусом организма. В нормальном состоянии эти ме­ханизмы используются самими клетками — они вырабатывают белки, дублируют нуклеиновые кислоты и подготавливают деле­ние самих клеток. Вирус вторгается в клетку и «обманывает» ме­ханизмы воспроизведения — помимо или вместо своих обычных функций они начинают воспроизводить вирус. Мне это пред­ставляется так: вирус, как своего рода шприц, втыкает свою иглу в клетку и вводит в нее свою собственную генетическую про­грамму. В результате клеточный механизм начинает «вырабаты­вать» новые шприцы. В этом сравнении присутствует некоторая «поэтическая вольность*, но оно помогло мне создать правиль­ное представление о работе вирусов.

Вирусы можно обнаружить везде, где действуют механизмы воспроизведения. Современные компьютерные сети, которые специально предназначены для копирования и передачи дан­ных, с самого начала стали объектом интереса злонамеренных лиц и хакеров-шутников,— первые искусственные компьютер­ные вирусы появились сразу после возникновения этих сетей. В отличие от своих биологических собратьев, все известные компьютерные вирусы были созданы человеком. В этом нет ни­чего удивительного — ведь компьютерные сети создавались спе­циально для того, чтобы минимизировать мутации, то есть иска­жение данных.

Мутация — это ошибка в процессе копирования. В результате такой ошибки вместо точного двойника оригинала появляется дефектная копия --или. возможно, в некотором отношении улучшенная.

Поскольку компьютеры были спроектированы таким обра­зом, чтобы их легко было программировать, нет ничего удиви­тельного в том, что в этой программной среде оказалось легко со­здавать вирусы -- намного проще, чем, например, создавать вирусы на основе ДНК. ДНК не была изобретена людьми с целью последующего программирования: в ДНК не заложено упоря­доченного механизма команд, многоцелевых реестров или обще­принятых стандартов интерфейса для ввода / вывода информа­ции. Позволю себе предположить, что пройдет еще много времени, прежде чем мы научимся создавать цельный организм на основе схемы ДНК, как программисты создают программное обеспечение на основе языков программирования'.

Вирус может существовать везде, где происходит процесс копирования. На протяжении миллиардов лет наиболее сущест­венную роль играло копирование ДНК и ассоциированных с ни­ми молекул. В последнее время мы узнали много нового о том, каким образом действует физический механизм воспроизведе­ния ДНК, но до сих пор мы не обладаем полной картиной того, каким образом информация, содержащаяся в ДНК, производит «самосборку* взрослого человека из одной клетки. Это огром­ная пропасть — разница примерно такова, как между информа­цией о процессе типографской печати энциклопедии «Британ-ника» и пониманием всех законов описанного в ней мира.

Вирус не вмешивается в процесс воспроизведения ДНК, он гшшь дополняет информацию, которая должна быть скопирова­на, или замещает ее полностью. Что будет с клеткой, в которой содержится эта новая информация? Здесь есть три варианта.

1. Информация может оказаться для новой клетки «непонят­ной», и она никак не скажется на ее функционировании.

* Если, впрочем, это произойдет, то благодаря использованию более со-исршенного языка «программирования», в котором потребности генной инже­нерии будут «переведены» п «формат» нитей ДНК (так язык программирова­ния совмещает замыслы программиста с машинным языком в виде фактических команд, которые выполняет компьютер). Когда это случится, в супермаркетах можно будет купить живые пылесосы, которые ночью сами будут бегать по ва­шему дому и высасывать пыль из полов и ковров. Для «взрослых» развлечений пгкроются огромные поэможности, хотя в моральном плане это вызовет немало вопросов. Как шприц проходит сквозь кожу, так и отдельные биологические вирусы проникают через защитный механизм клетки. Они «вводят» инструкцию в клетку таким образом, чтобы клеточный механизм репродукции производил больше вирусов. В конечном счете клетка взрывается, и новые копии вирусов атакуют другие клетки.

Возможно, она только снизит ее «продуктивность*- в отно­шении других функций.

2. Информация может осложнить и даже полностью дезорга­низовать работу клетки и стать причиной ее «неправильного действия*-, по крайней мере, с точки зрения самой клетки. (С точки зрения вируса, новый способ функционирования клетки будет наилучшим.)

.'I Информация может вызвать появление новых качеств или.«нцитных механизмов клетки, таким образом совершенст-нун и- функционирование.

Вирус пользуется тем, что механизмы воспроизведения не обладают системой контроля, которая обеспечивала бы точное копирование информации. В случае живых клеток механизмы воспроизведения просто «копируют» команды в саму клетку -какие именно белки следует вырабатывать. В свою очередь, эти белки регулируют различные химические реакции, происходя­щие в определенные периоды развития клетки: в определенный период следует запасаться сахаром, потом выделять кислород, делиться и умирать. Вирус применяет коварную тактику сумас­шедшего командира эскадры бомбардировщиков в фильме Куб­рика «Доктор Стрейнджлав», который отдает приказ начать ата­ку на Москву: клетка, как команда бомбардировщика, просто выполняет новые команды, и дело закручивается.

Одна из команд вируса -- произвести очередные вирусы и найти способы их передачи в другие клетки. Эта команда имеет особенно важное значение — в противном случае вирус бы очень быстро погиб. Распространение вируса может быть непосредст­венным, когда в результате слишком большого числа вирусных частиц клетка разрывается, или косвенным — вирус вынуждает носителя чихать, и он разбрызгивает слизь, богатую вирусами.

Схожим образом действуют компьютерные вирусы. Прежде всего, программист-вандал вводит код вируса в какую-либо про­грамму, рассчитывая на ее запуск ничего не подозревающими пользователями. Когда это происходит, зараженный код разме­щает свои копии в отдельные или все обнаруженные программы компьютера. Как только одна из этих программ будет скопиро­вана (осознанно или непроизвольно) и запущена, другой ком­пьютер также будет инфицирован, и процесс повторится.

Оставим в стороне социальное значение этой разновидности вандализма. Нам необходимо отметить следующие признаки вирусов, которые объединяют «инфекции» в биологии и в ин­формационных технологиях:

/ В данную среду внедряется инородный элемент. / В этой среде происходит процесс копирования / самовоспроизведения. 7-1 * Психические вирусы

Вирусы # 75

В этой среде выполняются какие-то команды. Инородный элемент копируется, в некоторых случа­ях — дает новые команды и передается в новую среду, в которой процесс повторяется.

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ «ЭФФЕКТИВНОГО» ВИРУСА?

Условием эффективной деятельности вируса являегся долгая жизнь его носителя, в ходе которой носитель будет распространять копии вируса. Напрашивается странный вывод: наиболее эф­фективные вирусы обеспечивают продолжительную жизнь сво­ей жертве, чтобы она могла распространять их как можно доль­ше. Не следует ли из этого, что вирусы в целом заинтересованы в нашем существовании, поскольку их выживание напрямую за­висит от нашего здоровья?

Это зависит от того, какое значение мы вкладываем в слово «заинтересованы*. В долгосрочной перспективе «эффектив­ность* того или иного вируса зависит от его способности само­воспроизводиться, не умерщвляя своего носителя. Конечно, это будет слабым утешением для тех, кого убил вирус, который в хо­де своей эволюции еще не стал достаточно «эффективным». Как указывал Джон Мейнард Кейнс, в долгосрочной перспективе все мы мертвы. Но даже «в краткосрочной перспективе*- можно счи­тать «достаточно эффективным* такой вирус, который поразил десять человек, умертвив в процессе только одного носителя -вас. Если же вирус немедленно убивал бы всех своих носителей, то он безусловно не мог бы считаться «эффективным*. Компью­терный вирус, который моментально выводил бы из строя каж­дый инфицированный им компьютер, сразу же прекратил бы свое существование. Однако долгая жизнь носителя — это лишь один из способов выполнения «миссии* вируса:

Миссия вируса заключается в создании максимально возможного числа своих копий.

Минуточку, что значит «миссия вируса*? Неужели мы дей­ствительно считаем, что в жизни вирусов есть некое предназна­чение, какая-то цель? Какое вообще может быть значение у этих слов — «миссия вируса*? Разве вирусам не достаточно просто инфицировать одну клетку, а затем «уйти на покой* — отки­нуться в кресло и до конца своих дней созерцать эндоплазмати-ческий ретикулум?

Краткий ответ на это будет такой: если бы вирус вел себя именно так, он не был бы вирусом в нашем понимании — как мы его определили ранее. Термином «вирус* мы определяем такие структуры, которые проникают извне, создают собственные по­добия, возможно — оставляют какие-то команды, и распростра­няются. Однако махнуть рукой на определение было бы слиш­ком просто. В этом вопросе есть один тонкий момент, и уяснить его очень важно для понимания всей нашей книги.

Когда мы смотрим на жизнь с точки зрения вируса, мы вовсе не имеем в виду, что вирус обладает жизнью, мыслями и даже своей точкой зрения'.

Взгляд на мир в этой перспективе — с точки зрения вируса — позволяет нам лучше понять наиболее интересные аспекты су­ществования вирусов: каким образом и с какой целью они рас­пространяются.

Когда л говорю, что «жизненная миссия* вируса заключает­ся в распространении, я имею в виду лишь то, что при ближай­шем рассмотрении в вирусах интересно только то, что они рас­пространяются. Если бы они не распространялись, то мы не называли бы их вирусами и они не вызывали бы у нас такого интереса к себе. Они интересуют нас потому, что их способ­ность проникать внутрь, создавать собственные копии, оставлять

* Выражение «точка зрения вируса* во многом напоминает то, что биологи-то л юцион исты называют «телеологической ошибкой»: тенденцией приписьг-ють сложные эволюционные мотивы бессловесным животным или биомолеку-•иш. В действительности мы рассматриваем «знание» вирусов, «полученное» ими на протяжении миллиардов лет эволюции, а не меметические мысли, кото­рыми обладают люди. команды и в особенности распространяться — одна из самых мощных сил в мире. Не может не интересовать, не волновать и да­же не ужасать тот факт, что нечто, когда-либо «выпущенное на во­лю*, начинает жить собственной жизнью и размножаться — без какого-либо дальнейшего участия со стороны своего создателя.

Выражение «вирус обладает жизненной миссией* — это все­го лишь уловка, которая поможет нам понять принципы его функционирования. Было бы в той же степени корректно пред­ставить ситуацию с противоположной точки зрения:

В мире существует большое количество механизмов воспроизведения и распространения информации, и вирусы входят в число тех объектов, которые вос­производятся и распространяются наиболее часто.

Одни механизмы воспроизведения позволяют вирусам раз­множаться «напрямую»: другие делают это «окольными путя­ми*. Однако наиболее распространенные вирусы — те, чьим ме­ханизмам удалось «вцепиться* в какой-либо другой организм и создать свои копии.

Если мы ограничим сферу нашего исследования «эффектив­ными» вирусами, то мы обратим внимание, прежде всего, на объ­единяющую их общую черту — способность быстро и эффектив­но распространяться. Вирусы ДНК эффективно размножаются посредством клеточных механизмов самовоспроизведения. Пре­ступники, которые создают компьютерные вирусы, изыскали «эффективные* способы распространения вирусов в механизмах копирования информации, которые встроены в компьютеры. Все это заставляет нас обратить внимание на самый интересный ме­ханизм воспроизведения: человеческое сознание.

сознмш

Человеческому сознанию одинаково хорошо удается копи-I" ч1 111, информацию и выполнять данные ему команды, Вспом-

Вирусы # 77

ним четыре основных характеристики вируса: способность вне­дряться, создавать свои копии, отдавать команды (в некоторых случаях), а также распространяться. Возможно, эта мысль пока­жется вам чудовищной, но наше сознание является идеальной средой для психических вирусов. Психические вирусы могут проникать в наше сознание, потому что мы с толком и умением усваиваем новые идеи и свежую информацию. Мы сами создаем копии психических вирусов в процессе коммуникации с други­ми людьми, и этот процесс воспроизведения с каждым днем по­лучается у нас псе лучше и лучше. Психические вирусы отдают команды, программируя наше сознание новыми мемами, кото­рые воздействуют на наше поведение. Психические вирусы рас­пространяются, когда цепочка событий, возникших в результате наших новых поведенческих установок, начинает воздейство­вать на какое-либо неинфицированное сознание.

Можно привести много примеров психических вирусов — от новых причуд моды до религиозных культов. Вирусом может стать любой элемент культуры, существование которого воздей­ствует на людей, заставляя их изменить образ мыслей и поведе­ние, что в конечном счете приводит к усилению или размноже­нию этого элемента культуры. В Главах 9, 10 и 11 приводятся многочисленные примеры психических вирусов.

В данном месте я хотел бы провести различие между психи­ческими вирусами, которые возникают спонтанно, и вирусами, которые создаются человеком сознательно. Возникшие естест­венным путем вирусы мы назовем культурными, а созданные че­ловеком — проектными. Проектные вирусы тщательно «конст­руируются*. Их предназначение заключается в том, чтобы инфицировать людей совокупностью мемов, вынуждающих рас­пространять вирус среди других людей.

Проектные и культурные вирусы могут в равной степени по­мешать нам достичь счастья, но большинство из лас, безусловно, предпочло бы пасть жертвой стечения естественных обстоя­тельств, чем отдать себя на растерзание какому-либо страшному человеку. Однако, несмотря на разницу восприятия двух этих категорий психических вирусов, эффект у них одинаковый: вы непреднамеренно посвящаете некоторую часть своих сил и вре­мени не решению собственных задач, а выполнению работы, предписанной вам психическим вирусом. Меметика позволяет нам по-новому взглянуть на принципы функционирования нашего сознания, общества и культуры. Мы рассмотрим развитие культуры не в виде последовательности идей и открытий, которые выстраиваются друг за другом, а в ви­де единого -шемофонда», в рамках которого идеи вырабатывают­ся и передаются различными силами, в том числе и психически­ми вирусами. Сколькими психическими вирусами в настоящий момент поражено наше сознание? Вредны они или полезны? Можем ли мы контролировать их? Могут ли наши враги созда­вать новые вирусы и инфицировать ими наше сознание?

Ответы на эти вопросы не внушают нам добрых и хороших надежд. Тем не менее мне представляется, что понимание при­роды психических вирусов может принести намного больше пользы, чем вреда. И даже если нам придется изменить образ мыслей, чтобы понять принципы действия психических виру­сов, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы «приручить» эти вирусы и заставить их работать в наших инте­ресах, в интересах наших детей и наших внуков.

Для начала давайте вспомним отдельные положения одной из самых превратно понимаемых научных теорий — теории эво­люции путем естественного отбора.

•».

Глава 4. ЭВОЛЮЦИЯ...................................79

эволюция

Похоже, что человеческий мозг был специально спроектирован таким образом, чтобы теория Дарвина истолковывалась им превратно и представлялась неубедительной.

Ричард Доукинс

Сложно найти другую научную теорию, которая была бы столь хорошо известна и при этом столь же часто стави­лась под сомнение, как теория эволюции. Возможно, мне сле­довало бы сказать «теории эволюции», поскольку наиболее серьезные научные авторитеты в этой сфере нередко высказы­вают противоположные взгляды на то, каким образом работает эволюционный механизм. Но если мы оставим в стороне науч­ные разногласия, то мы, безусловно, узнаем о еще большем расхождении во мнениях: здесь следует вспомнить и религиоз­ных фундаменталистов, чьи верования противоречат эволю­ционной модели, и оккультистов, которые рассматривают эво­люцию в качестве целенаправленного движения видов к духовному самосовершенствованию, и тех людей, которые «нутром чуют», что если теория эволюции и объясняет много­образие форм жизни на Земле, то делает это «с очень большой натяжкой».

На мой взгляд, причина этих разногласий заключается в том, что большинство людей обладает довольно смутными представлениями о движущих силах эволюции. Мы не можем •«почуять нутром*, что происходило на протяжении миллионов или миллиардов лет, и потому скептицизм в отношении процес­сов, которые могут осуществиться лишь по истечении очень большого периода времени,— дело вполне естественное. Религи­озные фундаменталисты исходят из веры в четко определенные догматы, и теория эволюции доселе трактовалась так, что «увя­зать» ее с этими догматами было невозможно. Ученые же, как правило, всю жизнь выстраивают сложные научные модели и постоянно спорят о них, и с их стороны сопротивление всему, что этим моделям не соответствует, вполне естественно. Иными словами, для понимания теории эволюции нужен свежий взгляд.

ЭВОЛЮЦИЯ И ЭНГГОПИЯ

В самом широком смысле, понятие эволюции означает, что с течением времени организмы и органы этих организмов изме­няются. В ходе изменений одни организмы и органы остаются и воспроизводятся, тогда как другие исчезают.

Организмы и органы, которым удается сохраниться и само­воспроизвестись, называются репликаторами. Два самых инте­ресных репликатора, существующих сегодня,— интересных и потому, что они непосредственно затрагивают наше существова­ние, и потому, что они быстрее всего эволюционируют,— это ген, наиболее важный репликатор в биологии, и мем, наиболее важ-

Эволюция — научная модель, в которой отобра­жается усложнение органов и организмов. Энтропия — модель, отражающая упрощение органов и организмов. Первая модель описывает созидающие силы природы, вторая — р;иру тающие.

ный репликатор человеческого сознания. В сфере компьютер­ных технологий в качестве репликаторов можно рассматривать машинные команды или программы. Однако на сегодняшний день программное обеспечение представляет собой скорее про­дукт целенаправленной деятельности человека, чем результат эволюционного отбора. До тех пор пока программное обеспече­ние не будет нами «научено» эволюционировать собственными силами, программы и машинные команды являются лишь спе­цифической формой мема'.

Употребляя термин «эволюция*, мы подразумеваем дар­виновское определение: «эволюция видов путем естественно­го отбора». Иными словами, мы проводим четкое разделение между «победителями» этой битвы, которые продолжают свое существование, и «проигравшими», которые погибают. Есте­ственный отбор указывает на наличие определенных сил при­роды, производящих этот отбор и отличающих его от искусст­венного отбора,— например, разведения породистых собак, когда «отбор» осуществляется человеком. Организмы и орга­ны, когорым не удается сохраниться, в конечном счете погиба­ют в результате действия энтропии — тенденции к рандомиза­ции, внесения элемента случайности, и стирания различий между объектами на протяжении длительного времени, как это происходит с замками из песка на пляжах и гниющими бревнами.

Две эти силы действуют не только в физической природе, но и в сфере сознания. Например, в английском языке посто­янно происходят изменения. Отдельные новые слова и узусы эволюционируют, чгобы отобразить новые понятия, вошедшие в употребление. Вместе с тем в языке имеет место и энтро­пия — некоторые слова выходят из активного употребления и теряют свои смысловые оттенки, они характеризуются не только орфографической неустойчивостью, но и различиями в произношении.

* В последнее время зародилась новая и очень интересная сфера научно-ис­следовательской деятельности — моделирование эволюционных процессов с по­мощью компьютеров. Подробнее см. здесь: Steven Levy, Artificial Life (Vintage Books, 1992). £ОСЛРОИ90£А£НИ0 (КОПИРОВАНИЙ

Эволюция * 83

-лрислосо^ля^мосгь

Изучение процесса эволюции — изучение процесса воспроиз­ведения и «копирования^. Репликатор — то, что воспроизводится или «копируется*. В некоторых случаях репликатор не просто «копируется», а играет более активную роль: можно сказать, что он не столько «копируется», сколько «сам себя копирует*. Это различие зависит от точки зрения. Иногда, как в случае деления клеток или репликации молекул ДНК, вполне естественно гово­рить о том, что репликатор «копируется». В других случаях более осмысленной представляется та точка зрения, согласно которой репликатор «копируется» чем-то другим,— так люди напевают популярный мотив, а идеи демократии распространяются по зем­ному шару. В том и в другом случае происходит процесс «копиро­вания» — именно то, что нужно для эволюции.

Репликатором называется любой копируемый объект вне зависимости от того, каков процесс копирования и был ли этот процесс преднамерен­ным или случайным.

Иногда в процессе эволюции совершаются ошибки. И это тоже — одно из необходимых условий эволюции. Если точность копий слишком высока, ничего не изменится. И напротив — ес­ли копии не точны вовсе, то мы не можем говорить о наличии репликатора: вскоре и процессе репликации благоприобретен­ные качества утрачиваются полностью (например: копия копии с копии докладной записки не поддается прочтению).

Существует два необходимых условия эволюции: репликация, сочетающаяся с определенной точностью копирования, а также мутация, сочетающаяся с определенной степенью неточности.

Безусловно, если репликатору удается оставить лишь одну или две своих копии, то для понимания процесса эволюции та­кой репликатор большого интереса представлять не будет. Нас интересуют такие репликаторы, которые оставляют большое число своих высокоточных копий, которые, в свою очередь, то­же становятся репликаторами, и возникает в этом процессе экс­поненциальный рост количества копий. Затем мы поговорим о выживании наиболее приспособленных — под этим понятием мы подразумеваем выживание тех объектов, которым удалось наилучшим образом воспроизвести себя — путем производства собственных копий.

В эволюции понятие приспособляемости означает степень вероятности организма оставить свои копии. Чем выше степень приспособленности организма, тем больше у него шансов оставить свои копии.

Слово «приспособленный» в рамках нашей эволюционной модели означает только это. Когда мы его употребляем, мы не имеем в виду силу организма, его живучесть, долговечность или исключительный интеллект. Если репликатор обладает высокой приспособляемостью, то он хорошо воспроизводится. Больше ничего не имеется в виду.

Конечно, соблазнительно думать, что долговечный репли­катор имеет ряд преимуществ перед тем, который существует более короткий период времени, что он может оставить боль­шее число собственных копий. Однако нехитрый математичес­кий расчет показывает, что это не так. Представим двух репли­каторов: Мафусаила, который прожил сто лет и каждый год «создавал» собственную копию, то есть в общей сложности -оставил 100 детей; и Громилу, который прожил только один год, но до смерти успел создать три собственные копии. На таблице показана общая численность копий каждого из них в расчете на год.

  Мафусаил Громила
     
     
     
     
   
  .1030 - Ю«

Итак, цифра 1030 — единица с тридцатью нолями — может показаться «неплохим результатом» Мафусаила. Тем не ме-нее,через сто лет мы смогли бы насчитать примерно в 10 раз больше копий плодовитого Громилы, чем долговечного Мафу­саила,- иными словами, 1 000 000 000 000 000 000 Громил на одного Мафусаила. И рано или поздно Громилы начали бы по­едать Мафусаилов иа обед.

Наиболее приспособленные репликаторы производят наи­большее число собственных копий, в результате чего распро­страняются шире, чем другие. Выражение «выживание наибо­лее приспособленных* отчасти способно ввести в заблуждение. Правильнее было бы сказать «преобладание наиболее приспо­собленных*. Дело в том, что когда ресурсы ограничены, успех наиболее приспособленных репликаторов становится пораже­нием тех, кто приспособлен хуже.

ЭГОИСТИЧНЫЙ

Эти положения заставляют нас вспомнить понятие «эгоис-i ичного гена», введенное Доукинсом. Теория «эгоистичного ге­на» п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: