Выбор цели

Собственно говоря, именно с постановки вопроса “что делать” и начинается подготовка спортсмена и тренера к определенному периоду спортивной деятельности Причем психологический аспект проблемы здесь является главным. Ведь от выбора цели зависит и планирование всего тренировочного процесса. Будет ли этот процесс целеустремленным!

Я не случайно подчеркнула слово “целеустремленным”. Как явствует из самого термина, речь идет о постановке главной цели эксперимента (а тренировочный процесс и есть эксперимент), которая определяет все направление дальнейшей деятельности спортсмена. Поэтому из целого ряда психических качеств (целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, упорство, самостоятельность, выдержка и т. д.) следует особо выделить главное качество – целеустремленность, которая определяет стратегию подготовки.

При этом мало только выбрать цель и страстно желать достичь ее. Нужно еще быть полностью уверенным, что у тебя есть все возможности для ее достижения. А это значит, что в процессе выбора цели необходимо провести детальный анализ всей своей предыдущей деятельности, взвесить сильные и слабые стороны, определить исходный уровень всех сторон подготовленности спортсмена (физической, специальной, технической, тактической и психологической). Только такой строгий и предельно самокритичный анализ позволит в результате создать план действий, который будет реальным, а не останется лишь на бумаге бесплодным отражением мечты.

Именно такой анализ мы и провели с тренером осенью 1968 года. И в процессе анализа с полной очевидностью выступила беспочвенность моих олимпийских “претензий” накануне Мексиканской олимпиады. Выяснилось, что уровень моей специальной подготовленности тогда не соответствовал напряжению многокруговых олимпийских соревнований. Неумение быстро финишировать заранее исключало успешный исход борьбы даже в забеге, не говоря уже о полуфинале и финале" В", в то время я совершенно не знала своих вероятных соперниц, не представляла накала олимпийских сражений и не имела в запасе никаких тактических вариантов.

В то же время я обладала достаточно высоким уровнем работоспособности и функциональных возможностей. Умела вести бег в высоком темпе и “терпеть” на дистанции, что и позволяло с успехом вести борьбу в беге на 1500 м, Так постепенно определилась главная цель предстоящего четырехлетия – выступление в Мюнхене на дистанции 1500 метров.

Достижение этой цели в психологическом плане предусматривало создание модели психического состояния, необходимого для успешного выступления на Олимпиаде. Эта модель складывалась из целого ряда различных параметров уверенности в своих силах, готовности к борьбе, готовности к преодолению внешних (объективных) и внутренних (субъективных) “сбивающих” факторов, знания особенностей соперниц, владения различными приемами тактической борьбы и, наконец, умения настраиваться на каждое конкретное соревнование. При этом главным оставалось одно – все должно было подчиняться достижению успеха в главном старте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: