Как консультирование, так и коррекция, и психотерапия могут осуществляться в различных формах: индивидуальной, групповой, самостоятельной, опосредованной, кроме того, могут быть использованы и специальные формы психологической помощи.
Индивидуальная психологическая помощь осуществляется специалистом в виде индивидуальной беседы, консультации, психотерапевтической сессии. Количество встреч, их продолжительность и другие организационные моменты такой помощи оговариваются заранее и определяются в форме контракта между клиентом и помогающим специалистом с учетом запроса клиента, возможностей и объективных условий в каждом конкретном случае.
Групповая психологическая помощь основана на проведении групповых занятий, обучающих и тренинговых процедур. Влияние группы на человека огромно. Члены группы получают в ней поддержку и обратную связь от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. В атмосфере доверия и комфортности человек способен экспериментировать с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения, которые потом переносятся во внешний мир. Группа облегчает процесс самоисследования, осознания собственных чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе происходит самораскрытие, изменение «Я-концепции», возрастает уверенность в себе. Различные формы групповой психологической помощи весьма популярны в силу своей эффективности и в некотором роде большей экономичности по сравнению с индивидуальной работой включают в себя арттерапию, телесно-ориентированную терапию, танцетерапию, сказкотерапию, терапию через работу со сновидениями и с использованием медитативных техник (или медитаций). Каждая из этих форм помощи имеет свою специфику.
|
|
В целом о психологической помощи можно сказать, что она осуществляется через создание определенных организационных и психологических условий, которые позволяют человеку справляться с заботящей его ситуацией.
Практическое обеспечение процесса психологической помощи зависит от трех аспектов, определяющих ее характер и направление.
Первый аспект — актуальность психологической помощи и готовность к ее принятию — необходимое психологическое условие для ее оказания. Научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях развития личности показывают, что на разных этапах могут возникнуть специфические для определенного возраста актуальные препятствия, объективно и субъективно обусловленные проблемы, связанные с необходимостью освоения новых жизненных ситуаций и нового опыта. Также возможно возникновение особых случаев, например, смерть близкого, насилие, посттравматический стресс, преодоление которых зачастую не под силу самому человеку без поддержки.
|
|
Таким образом, поводы обращения за психологической помощью разнообразны, к ним могут быть отнесены проблемы личностного развития и роста, проблемы общения и взаимодействия с другими людьми, а также проблемы, связанные с острыми экстремальными кризисными ситуациями. Психологическую готовность к принятию помощи мы определяем как актуально проявленное состояние личности, выраженное в наличии у нее активного желания изменить ситуацию, решив возникшую проблему, и в положительном отношении к предлагаемой помощи. Безусловно, степень готовности к принятию психологической помощи, ожидания относительно ее результатов зависят от развития самосознания личности, ее интеллектуальных, эмоциональных, волевых, характерологических, возрастных и половых особенностей.
Второй аспект — готовность к оказанию психологической помощи. Благоприятность психологического воздействия во многом определяется мотивированностью, личностной позицией и профессионализмом помогающего специалиста. В настоящее время принято говорить о личностных предпосылках к оказанию психологической помощи, о личности психолога — консультанта, психотерапевта и т. д.
Третий аспект — теоретико-методическая база, которая лежит в основе организации и проведения психологической помощи, определяя ее специфику и направление. В современной психологической науке существует ряд теоретических концепций и методов оказания психологической помощи.
Несмотря на определенные различия, большинство из них обоснованы и имеют право на существование. Разнообразие подходов и концепций, безусловно, расширяет возможности психологической помощи в целом. Выбор же конкретной теоретико-методической парадигмы, на основе которой осуществляется помогающая деятельность, остается за специалистом, выполняющим эту работу, и является важным фактором его личной профессиональной ответственности. Необходимо, чтобы такой выбор делался осознанно с учетом собственных индивидуальных предпочтений, подготовленности и компетентности.