Индивидуальная и групповая психологическая помощь. Практическое обеспечение процесса психологической помощи

Как консультирование, так и коррекция, и психотера­пия могут осуществляться в различных формах: индивиду­альной, групповой, самостоятельной, опосредованной, кроме того, могут быть использованы и специальные формы психологической помощи.

Индивидуальная психологическая помощь осуществляет­ся специалистом в виде индивидуальной беседы, консуль­тации, психотерапевтической сессии. Количество встреч, их продолжительность и другие организационные момен­ты такой помощи оговариваются заранее и определяются в форме контракта между клиентом и помогающим специа­листом с учетом запроса клиента, возможностей и объек­тивных условий в каждом конкретном случае.

Групповая психологическая помощь основана на прове­дении групповых занятий, обучающих и тренинговых про­цедур. Влияние группы на человека огромно. Члены груп­пы получают в ней поддержку и обратную связь от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. В атмосфере доверия и комфортности человек способен эксперименти­ровать с различными стилями отношений, пробовать но­вые способы поведения, которые потом переносятся во внешний мир. Группа облегчает процесс самоисследова­ния, осознания собственных чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе происходит самораскры­тие, изменение «Я-концепции», возрастает уверенность в себе. Различные формы групповой психологической по­мощи весьма популярны в силу своей эффективности и в некотором роде большей экономичности по сравнению с индивидуальной работой включают в себя арттерапию, телесно-ориентированную терапию, танцетерапию, сказкотерапию, терапию через работу со сновидениями и с использованием медитативных техник (или медитаций). Каждая из этих форм помощи имеет свою специфику.

В целом о психологической помощи можно сказать, что она осуществляется через создание определенных орга­низационных и психологических условий, которые позволяют человеку справляться с заботящей его ситуацией.

Практическое обеспечение процесса психологической помощи зависит от трех аспектов, определяющих ее ха­рактер и направление.

Первый аспект — актуальность психологической помощи и готовность к ее принятию — необходимое психологиче­ское условие для ее оказания. Научные данные о возрас­тных и индивидуальных особенностях развития личности показывают, что на разных этапах могут возникнуть спе­цифические для определенного возраста актуальные пре­пятствия, объективно и субъективно обусловленные про­блемы, связанные с необходимостью освоения новых жизненных ситуаций и нового опыта. Также возможно возникновение особых случаев, например, смерть близко­го, насилие, посттравматический стресс, преодоление ко­торых зачастую не под силу самому человеку без поддерж­ки.

Таким образом, поводы обращения за психологической помощью разнообразны, к ним могут быть отнесены проблемы личностного развития и роста, проблемы общения и взаимодействия с другими людьми, а также проблемы, связанные с острыми экстремальными кризисными ситуациями. Психологическую готовность к принятию помощи мы определяем как актуально проявленное состояние личности, выраженное в наличии у нее активного желания изменить ситуацию, решив возникшую проблему, и в по­ложительном отношении к предлагаемой помощи. Безус­ловно, степень готовности к принятию психологической помощи, ожидания относительно ее результатов зависят от развития самосознания личности, ее интеллектуальных, эмоциональных, волевых, характерологических, возраст­ных и половых особенностей.

Второй аспект — готовность к оказанию психологиче­ской помощи. Благоприятность психологического воздейст­вия во многом определяется мотивированностью, лично­стной позицией и профессионализмом помогающего специалиста. В настоящее время принято говорить о лич­ностных предпосылках к оказанию психологической по­мощи, о личности психолога — консультанта, психотера­певта и т. д.

Третий аспект — теоретико-методическая база, кото­рая лежит в основе организации и проведения психологи­ческой помощи, определяя ее специфику и направление. В современной психологической науке существует ряд теоретических концепций и методов оказания психологи­ческой помощи.

Несмотря на определенные различия, большинство из них обоснованы и имеют право на суще­ствование. Разнообразие подходов и концепций, безуслов­но, расширяет возможности психологической помощи в целом. Выбор же конкретной теоретико-методической па­радигмы, на основе которой осуществляется помогающая деятельность, остается за специалистом, выполняющим эту работу, и является важным фактором его личной про­фессиональной ответственности. Необходимо, чтобы та­кой выбор делался осознанно с учетом собственных инди­видуальных предпочтений, подготовленности и компетентности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: