Научные основы психотерапии

Психотерапия имеет многовековую историю. Еще Гиппократ представил ти­пологию темперамента и считал слово одним из лечебных средств, а понятие «сократовский диалог» используется и всовременной психотерапии. Но тео­ретико-методологические обоснования, позволяющие рассматривать психоте­рапию в качестве научной дисциплины, стали накапливаться лишь с середи­ны XX в.

Значительный прогресс отмечается в психотерапии в последние десятилетия, когда новые разработки и исследования позволили увидеть в психотерапии именно научную дисциплину, а не просто собрание методов, основанных на личных свидетельствах, или системе убеждений, принадле­жащей той или иной «школе».

Вопрос о том, в какой степени метод психотерапии является научным или ненаучным, часто остается открытым, поскольку, несмотря на получение но­вых, более точных результатов, еще многие задачи в одном из наиболее слож­ных подходов к человеку — психотерапии — остаются нерешенными.

В качестве общей пред­посылки научного и ненаучного обоснования психотерапии может выступать следующее: у ненаучно работающего психотерапевта познавательные струк­туры опираются на личный опыт, тогда как применение научно обоснован­ной психотерапии базируется на использовании современных теоретико-ме­тодологических научных знаний. Известно, что многие психотерапевтические методы возникли без влияния психологических теорий, а явились производ­ными от личной интуиции и опыта. Во многих подобных случаях научное обоснование отсутствует.

В обосновании научных основ психотерапии определяющую роль играет методология. Методологияэто система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет ряд уровней: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматри­ваться системно.

Система методологии предполагает мировоззренческую ин­терпретацию основ исследования и его результатов. Методология собственно психотерапии определяется конкретно-научным уровнем исвязана с миро­воззренческой позицией исследователя или психотерапевта (например, ори­ентированной на биологическое, динамическое, когнитивно-поведенческое, гу­манистическое и др. понимание личности, поведения, психопатологии).

Конкретно-научный уровень методологии включает приемы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др. Они в свою очередь реализу­ются в специальных процедурах — методиках получения научных данных. Являясь преимущественно психологической и меди

цинской дисциплиной, психотерапия опирается на методологию и методы общей психологии и био­логии.

Под психотерапией обычно понимают или ряд методов, которые вклю­чают психологические средства для лечения психических расстройств, или практическую работу тех, кто использует эти методы. Такая дифференциа­ция соответствует различиям между методологическими нормами и психоте­рапевтической практикой.

Психотерапевтические методы представлены простыми или слож­ными вмешательствами в виде психотерапевтических техник, таких, напри­мер, как фокусирование, интерпретация или конфронтация. Необходимо знать о действиях, которые могут быть реализованы и при каких условиях (в пределах психотерапевтического процесса), а также — с какой целью. Оп­ределение показаний к применению тех или иных методов является общим правилом, указывающим, какие меры являются оптимальными в данных ус­ловиях, и включает прогноз успеха в отношении конкретного случая психо­терапии.

Методы научно не обоснованной психотерапии обычно не имеют точных показаний, их цели недостаточно ясны (поэтому вопрос об эффективности не может ставиться), часто бывает

трудно понять терапевтическую стратегию действий и предположить их результат. Это означает, что такая психотера­пия не может быть реконструирована в виде методологически обоснованного воздействия.

При лечении психических расстройств психотерапевт может иметь дело не с точно определенными феноменами и методами психотерапевтического вмешательства. Одной из особенностей начальных условий может быть то, что проблема не вполне ясна. В этом случае направление действий долж­но начинаться не с психотерапии, а с анализа проблемы.

Способность к решению проблем у психотерапевта увеличивается при условии усвоения им новых научных знаний. Однако это может не проходить в том случае, если психотерапевт приобрел опыт в принятии ложных объяснений причинности и остается успешным в индивидуальных случаях психотерапии. Такие «природные таланты», сформированные личным опы­том, представляют опасность создания психотерапевтических школ, базиру­ющихся на их ложных представлениях, особенно, если они обладают оп­ределенной харизмой и их «особые методы» отвечают интересам и потреб­ностям текущей моды. Привлекательность таких концепций, созданных одним человеком, обычно является результатом их теоретической простоты, прямой вероятности и универсальности применения, то есть соответствует человеческой потребности в ясности и простоте, неоспоримости утверждений.

В противовес этому основа поведения психотерапевта, применяющего науч­ный подход, — это комплексность, открытость для пересмотра и дальней­шего развития.

Для практической психотерапевтической деятельности недостаточно тео­ретико-методологических и методических знаний. Эффективное решение поведенческих, психологических проблем пациента основывается не только на знаниях, но также на понимании условий их формирования и динамики.

В последний период уточнялись и активно апробировались теоретико-методологические позиции психотерапии как научной дисциплины. Разви­тие смежных с психотерапии ей научных областей позволило усовершенство­вать и ускорить компьютерные и математико-статистические способы обра­ботки теоретического и практического материала.

Бесспорные научные достижения современной психотерапии, дальней­шее ее развитие на основе прогресса в смежных областях являются услови­ем превращения психотерапии в подлинно научную дисциплину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: