Методы психотерапии

Понятие метода в психотерапии крайне размы­то. Прежде всего, это проявляется в их классификациях. Вот несколько при­меров различных подходов к классификации психотерапевтических методов.

1. Гипнотерапия.

Внушение и самовнушение. Аутогенная тренировка. Рациональная психотерапия. Коллективная и групповая психотерапия.

Наркопсихотерапия.

2. Поддерживающая психотерапия. Переучивающая психотерапия.

Реконструктивная психотерапия.

3. Личностно-ориентированная психотерапия. Суггестивная психотерапия. Поведенческая психотерапия.

4. Симптомо-центрированные методы. Личностно-центрированные методы. Социо-центрированные методы.

5. Методы, направленные на понимание и преодоление проблем.

Методы, направленные на понимание себя, своих мотивов, ценностей, целей, стремлений и пр.

6. Методы, направленные на подавление эмоций. Методы, направленные на выражение эмоций.

7. Механистические методы. Гуманистические методы.

8. Методы, связанные с индентификацией. Методы, связанные с созданием условий. Методы, связанные с проникновением в сущность.

9. Динамическая психотерапия. Поведенческая психотерапия. Опытная психотерапия.

Этот перечень может быть продолжен. Совершенно очевидно, что суще­ствующие подходы к классификации методов психотерапии значительно различаются и отражают различные основания или критерии классифика­ции. Из этого следует, что сам термин «метод» в психотера­пии понимается неоднозначно.

На многообразие значений понятия «психотерапевтический метод» обра­щают внимание многие авторы. Александрович сделал попытку проанали­зировать те значения, в которых используется понятие «метод» в психотера­пии. Он выделил 4 уровня или 4 плоскости использования этого термина:

1-й уровень — методы психотерапии как конкретные методические приемы или техники (гипноз, релаксация, беседа, дискуссия, психогимнасти­ка и пр.);

2-й уровень — методы психотерапии, определяющие условия, в которых протекает психотерапия и которые должны способствовать оптимизации до­стижения психотерапевтических целей (семейная психотерапия, стационарная и амбулаторная психотерапия);

3-й уровень — методы психотерапии в значении основного инструмен­та психотерапевтического воздействия (индивидуальная и групповая психотерапия, в первом случае инструментом лечебного воздействия высту­пает психотерапевт, во втором — психотерапевтическая группа);

4-й уровень — методы психотерапии в значении терапевтических ин­тервенций (вмешательств), которые рассматриваются либо в параметрах стиля (директивный и недирективный),

либо в параметрах теоретического подхо­да, который и определяет характер этих вмешательств (интерпретация, на­учение, межличностное взаимодействие).

Понятию «метод» соответствует 1-й уровень — это собственно методы как конкретные техники и приемы, 2-й уровень отражает виды психотерапии (на основании условий, в которых она протекает), 3-й уровень — формы психотерапии (на основании инструментов психотерапевтических воздей­ствий), 4-й уровень — теоретические направления.

Представляет интерес замечание известного психотерапевта Граве относи­тельно возможной группировки методов психотерапии. Он отмечает, что поскольку психотерапия направлена на преодоление проблем пациента, то естественно, с помощью одних методов психотерапевт стремится понять про­блемы пациента и активно их преодолевать. При этом он не ищет скрытой мотивации и не придает проблемам иного значения, нежели сам пациент, а смотрит на них как на трудности, которые пациент без помощи не может преодолеть.

Учитывая, что в настоящее время возрастает значение искусства в жизни современного человека — более высокий уровень образования, культуры, повышение престижности искусства в обществе, — существуют многочислен­ные методы, в которых искусство и природа выступают

как терапевтический фактор. Это методы психотерапии, основанные на лечебном влиянии: а) об­щения с искусством (музыкотерапия, библиотерапия и др.), б) творческой деятельности (имаготерапия и др.) и в) природы (натурпсихотерапия и др.).

Увеличение числа психотерапевтических методов в последнее время, при­ведшее к усилению интегративного движения в психотерапии, подтверждает положение о том, что имеющиеся психотерапевтические подходы не столько различаются по отношению к единому объекту — человеческой личности, сколько концентрируются на разных ее аспектах и проблемах, чем и обус­ловлено различие в методах психотерапии и множество их классификацион­ных делений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: