Модель организации психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса школьников имеет несколькоуровней реализации:

индивидуальное,

групповое,

на уровне класса,

на уровне всей ступени начального обучения.

В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС НОО, выделяются следующие основные направления психолого-педагогического сопровождения в начальной школе:

1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.

2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

3. Развитие экологической культуры.

4. Выявление и поддержка одаренных детей.

5. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

6. Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения детей.

7. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

8 Формирование умения учиться как самой значимой компетенции через развитие универсальных учебных действий у обучающихся

Рассмотрим основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся.

Рис. 1

Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса

 
 


Как видно из рисунка 1 в условиях введения ФГОС формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и включают:

Профилактику – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностику индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Развивающую работу (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционную работу (индивидуальная и групповая) - организацию работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Просвещение и образование (психологическое)детей и взрослых- формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Экспертизу (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Работая с классами, отдельными обучающимися по новым образовательным стандартам, психолог планирует свою деятельность исходя из основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которая является основным документом начальной школы. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования определяются в п. 14 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования как система норм, регламентирующих “содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования”. Согласно Стандарту, программа должна быть “направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся”.

Структурно программа содержит следующие обязательные разделы:

• пояснительная записка;

• планируемые результаты освоения программы обучающимися;

• учебный план начального общего образования

• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников;

• программа коррекционной работы с детьми;

• система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися программы.

Однако, кроме определенных нормативными документами инвариантных разделов, программа, безусловно, может иметь разделы, отражающие особенности и интересы субъектов РФ, учитывающие как потребности социального окружения, так и специфику и возможности образовательного учреждения.

Согласно требованиям Стандарта Программа формирования УУДу обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристику личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе.Обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации Программы формирования универсальных учебных действий предполагает решение следующих основных задач:

1. Выявление возрастных особенностей форм УУД применительно к начальному образованию.

2. Выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.

3. Проведение групповой работы по формированию и развитию УУД.

4. Мониторинг формирования УУД на различных этапах начального образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Согласно Стандарту Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.

Психолого-педагогическое сопровождениепредполагаетсоздание условий для процесса духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательном пространстве. Педагог-психолог призван показать возрастные особенности духовно-нравственного развития младших школьников и эффективные стратегии воспитания детей; разработать проекты, направленные на психологическое сопровождение процесса духовно-нравственного развития детей (например, беседы: «Почему привычки бывают вредными», «Духовность в каждом из нас» и т.д.).

Раздел Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся» предписывает организацию ряда мероприятий: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Целью работы педагога-психолога является создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Решаются следующие основные задачи:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Решению данных задач будут способствовать проведение психологических часов, уроков:«Быть здоровым, значит здраво мыслить», «Опасные и безопасные ситуации», реализация программы профилактики вредных привычек, программы здорового образа жизни.

Программа коррекционной работы с детьми направлена на создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Задачи педагога-психолога в рамках реализации программы:

- выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

- определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

- осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Все направления психологического сопровождения в начальной школе должны отражаться в годовом плане, статистическом и аналитическом отчетах педагога-психолога.

Целесообразно в годовом плане отмечать раздел ООП НОО, которому соответствует данный вид работы или мероприятие (Табл.).

Примерный годовой план работы педагога-психолога в начальной школе

Таблица

Название Раздел ООП НОО Сроки проведения Категория Форма отчетности
1. Психодиагностическая работа
1.1 Стартовая диагностика УУД и особенностей процесса адаптации Система оценки достижения планируемых результатов Октябрь-ноябрь Учащиеся 1-х классов Аналитическая справка
1.2. Диагностика сформированности УУД на конец года Система оценки достижения планируемых результатов Апрель Учащиеся 1-х – 4-х классов Аналитическая справка
1.3 Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы Программа коррекционной работы В течение года Учащиеся 1-х – 4-х классов Аналитическая справка
1. Коррекционно-развивающая работа
2.1 Развитие личностных и коммуникативных УУД Программа формирования универсальных учебных действий В течение года Уч-ся 1-х-4-х кл. Журнал учета видов работы раздел «Групповая работа»
2.2 Развитие познавательных и регулятивных УУД Программа формирования универсальных учебных действий В течение года Уч-ся 1-х-4-х кл. Журнал учета видов работы раздел «Групповая работа»
2.3 Коррекционная работа с учащимися с признаками дезадаптации Программа коррекционной работы В течение года Уч-ся 1-х-4-х кл. Журнал учета видов работы разделы групповой и индивидуальной работы
2. Психологическое консультирование
3.1 Консультирование учителей: 1.Информирование по результатам диагностики, предоставление рекомендаций. 2. Составление индивидуального образовательного маршрута (совместно с другими специалистами ПМПК). 3. Предоставление заключений для портфолио. 4. Ведение карты мониторинга достижения личностных и мета-предметных результатов 5.Составление характеристики учащихся 4-х класов   Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов В течение года В течение года Апрель Учителя начальных классов Учителя начальных классов Журнал консультаций
Название Раздел ООП НОО Сроки проведения Категория Форма отчетности
3.2 По результатам диагностики и запросам других участников воспитательно-образовательного процесса   В течение года Родители, педагоги, учащиеся Журнал консультаций
3. Психологическая профилактика и Просвещение
3.1 Работа с родителями (родительское собрание, семейная гостиная, круглый стол, вечер вопросов и ответов, тренинг и др.) 1.Проблемы адаптации первоклассника. 2.Повышение психологической культуры и грамотности родителей в сфере воспитания Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа духовно-нравственного развития и воспитания   Сентябрь В течение года   Родители: 1–х классов Родители: 1–х – 4-х классов Папка выступлений
3.2 Работа с учителями: 1. Выступления на педсоветах, на МО учителей начальной школы, на школьных семинарах. 2.Трениги развития личностных компетенций учителя.   В течение года Учителя начальных классов Журнал «Организационно-методическая работа» Журнал учета видов работы раздел «Групповая работа»
3.3 Работа с учащимися (уроки, часы психологии, беседы и др.): 1.Формирование ЗОЖ. 2. Формирование духовно-нравственного развития. 3.Профилактика беспризорности, безнадзорности (в рамках реализации Закона №15-39 КЗ). Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования духовно-нравственного развития и воспитания В течение года Учащиеся 1-х – 4-х классов Папка выступлений
1. Экспертная деятельность
3.1 Экспертиза - образовательной среды; - программ урочной и внеурочной деятельности; - профессиональной деятельности педагогов   В течение года Учителя 1-4-х классов Журнал учета видов работы раздел «Экспертная работа»

3. Метапредметные и личностные результаты обучения в начальной школе: мониторинг достижения планируемых результатов

Как было показано в предыдущих разделах пособия, принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса. В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

- характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

- определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

- систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится педагогом - психологом.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект

Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

В планируемых результатах освоения программы начального образования использованы модели внутреннего текущего оценивания, тесно связанные с процессом обучения и призванные стимулировать учение: преимущественно посредством оценки индивидуального прогресса и использования таких форм, которые побуждают детей размышлять о своем учении, об оценке их собственной работы.

В этих условиях итоговое оценивание, которое происходит в конце обучения, может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза информации педагога-психолога и учителя начальных классов), что, естественно, не исключает возможность использования итоговых проверочных работ или иных форм демонстрации примеров применения полученных знаний.

Для комплексной оценки метапредметных и личностных результатов обучения в начальной школе могут быть рекомендованы следующие методы.

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или предметными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, эффективность работы учителя или образовательного учреждения, эффективность системы образования в целом. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории учащихся.

Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

1.Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

Анализ, интерпретация и оценкаотдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут быть адаптированы учителем и педагогом-психологом применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Результаты оценки формирования УУД таким образом могут отражаться в потрфолио индивидуального развития учащихся как некоторые этапы и одновременно характеристики личных достижений.

Психологическая диагностика. Задачу оценки уровня сформированности у учащихся основных видов универсальных учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии психологической диагностики, и как новую по своей содержательной направленности.

Необходимо учесть, что методический комплекс (реестр психодиагностических методик), направленный на оценку развития УУД должен соответствовать ряду требований:

1. Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования.

2. Теоретическая обоснованность диагностической направленности методик.

3. Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

4. Учет социокультурных особенностей оцениваемого контингента учащихся, методический комплекс не должен обладать какой-либо спецификой с точки зрения национально-культурной принадлежности учащихся. В то же время он доложен быть ориентирован на детей, достаточно хорошо владеющих русским языком.

5. Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам.

6. Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами-психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

7. Этические стандарты деятельности психологов. Оценивание интеллектуальных, моральных и иных социально значимых качеств личности учащихся, налагает серьезную ответственность на проводящих обследование специалистов. Следует также учитывать, что проведение любого психологического обследования ребенка возможно только при условии согласия его родителей.

Можно видеть, что соблюдение ряда этических требований (конфиденциальность, неразглашение результатов обследования) в ходе оценивания УУД входит в противоречие с основной его целью и делает проблематичным его проведение в форме индивидуального обследования. Данная проблема в значительной мере снимается в случае анонимного способа сбора данных в ходе мониторинга групп учащихся, осуществляемого силами внешних (по отношению к конкретному учебному заведению) специалистов.

Оценка сформированности универсальных учебных действий должна проводиться педагогом-психологом в течение всего обучения в начальной школе как часть психологической диагностики. В систему диагностики универсальных учебных действий педагогом-психологом можно включить ряд известных психодиагностических тестов и опросников, включенное наблюдение, анкетирование родителей и педагогов. Предлагаемый методический комплекс, направленный на оценку развития УУД, следует рассматривать как первый шаг в данном направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: