Роль и задачи психологической службы на этапе введения ФГОС НОО

Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

Роль и задачи психологической службы на этапе введения ФГОС НОО

Особая роль в ситуации введения ФГОС отводится психологу образовательного учреждения. Сформировавшаяся за последние десятилетия психологическая служба в отечественной системе образования обладает достаточным потенциалом, позволяющим осуществлять анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, а также требований, предъявляемых к его психологическим возможностям и уровню развития; устанавливать психологические критерии эффективности обучения и развития учащихся, разработки и внедрения определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.

Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога. В связи с этим должны быть решены следующие задачи:

- определен комплекс наиболее эффективных методов развития личностных и надпредметных умений, а также психических функций, обеспечивающих формирование предметных учебных действий;

- отобраны валидные и надежные методики оценки сформированности личностных и надпредметных умений, а также психологического анализа структуры учебной деятельности у учащихся, испытывающих трудности в обучении;

- определены направления деятельности, их приоритетность и временная организация в соответствии с спецификой условий работы психолога;

- выстроена система взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, направленная на развитие личностных и надпредметных умений в учебной и внеучебной деятельности, оценку уровня их сформированности, предупреждение и преодоление трудностей в обучении, профилактику и коррекцию девиантного поведения, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья учащихся.

В настоящее время Российской академией образования составлен и рекомендован к использованию пакет психологических методик по формированию и диагностике универсальных учебных действий. Представленные психологические методики диагностики позволяют дать качественно-количественную оценку сформированности каждого вида УУД на момент поступления (6 – 7 лет) в начальную школу и ее окончание (10-11 лет). Однако, они недостаточны для выявления причин трудностей формирования как личностных и метапредметных, так и предметных умений.

Необходимость регулярного мониторинга сформированности УУД у учащихся как с помощью педагогической, так и психологической диагностики обусловливает включение последней в систему управления образовательным процессом, поскольку результаты деятельности психолога предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Вместе с тем, учитывая большой фронт работы психолога в образовательном учреждении (диагностическая, развивающая, коррекционная, консультативная, методическая, просветительская деятельности), ограниченный его временными возможностями, мы полагаем, что психологическая диагностика (сформированности УУД, психических функций) учащихся обязательно проводиться лишь в следующих случаях:

- при поступлении в школу и в конце первого учебного года, окончании начальной и основной школы;

- если оценка уровня сформированности конкретного вида УУД невозможна с помощью методов педагогической диагностики;

- при сомнении в валидности методов педагогической диагностики и объективности ее результатов;

- при трудностях усвоения школьником учебной программы.

Введение в ФГОС понятия «универсальные учебные действия», их четкой номенклатуры, общей для педагога и психолога позволяет по-новому выстроить отношения между ними. «Язык» универсальных учебных действий - это способ междисциплинарной коммуникации в образовательном учреждении. Однако, понимание этого языка, использование его для взаимодействия при решении практических задач и проблем зависит от того насколько грамотно и регулярно выстраивается методическая работа в школе. Она предполагает не только знакомство педагогов с основными теоретическими положениями культурно-исторической деятельностной психологии, особенностями и разновидностями деятельностной педагогики, но и совместное проектирование учебных ситуаций, в которых формируются универсальные учебные действия, а также совместный анализ структуры учебной деятельности школьников, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы.

В условиях введения ФГОСНОО педагог-психолог решает следующие задачи:

- обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

- дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

- принимает участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в её реализации;

- проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

- участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;

- прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;

- оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;

- ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

- взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.

Сильная психологическая служба в школе является ресурсом реализации стандарта и многократно снижает риски, которые могут влиять эффективность деятельности, уменьшить негативные последствия влияния дестабилизирующих инновационные процессы факторов. К основным рискам относятся неподготовленность большого процента педагогов к ситуации введения нового ФГОС, связанные с ним изменениями в образовании; низкий уровень мотивации педагогов к самообразованию, внедрению инноваций; отсутствие необходимого методического сопровождения для разработки и реализации образовательных программ, программы развития универсальных учебных действий и др.

На настоящий момент основными барьерами, препятствующими успешной реализации новых ФГОС могут быть:

- преобладание ЗУНовских стереотипов в профессиональной деятельности и мышлении педагогов;

- недостаточное знакомство большинства педагогов с технологиями развивающего обучения;

- трудности, возникающие у многих педагогов при анализе собственной деятельности, разработки технологической карты урока и его методического обоснования в соответствии с новыми требованиями ФГОС;

- гетерогенный состав обучающихся в общеобразовательной школе по уровню психического развития и состояния здоровья;

- отсутствие условий для внешней дифференциации обучения (обучения в специальном классе) детей с ограниченными возможностями здоровья;

- недостаточное владение педагогами технологией внутриклассной дифференциации процесса обучения;

- низкая психолого-педагогическая компетентность большинства родителей и др.

Своевременная психологическая поддержка педагогов, родителей и учащихся позволяет предотвратить многие из перечисленных проблем, являясь своеобразной «подушкой безопасности» модернизации общего образования. Отсутствие же или слабая (неполные ставки, неквалифицированные специалисты) психологическая служба в школах является на сегодняшний день основным риском снижения эффективности внедрения новых образовательных стандартов.

Введение нового стандарта общего образования изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как незаменимого участника образовательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: