ФГОС начального общего образования

Актуальные потребности школьника – это состояние нужды в определенных условиях деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых индивид испытывает состояние дискомфорта в настоящем времени.

Аспекты образовательных потребностей. Целесообразно различать следующие аспекты образовательных потребностей: государственные, общественные и индивидуальные – в зависимости от того, о каком субъекте потребностей идет речь. Все перечисленные типы потребностей в образовании рассматриваются как социальные. Таковыми их делает не субъект (“тот, кто хочет”), а предмет – отнесение к сфере образования – и “природа” потребности как социального отношения. Иными словами, говорить об индивидуальных, общественных и государственных запросах можно лишь как о различных аспектах социальных потребностей, в зависимости от того, кем именно эти запросы предъявлены.

Базисный учебный (образовательный) план. Нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную); закрепляющий максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной недели по классам, а также количество недельных часов для финансирования. Cм. инвариантная часть учебного (образовательного) плана.

Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие единство и успешное развитие страны в современных условиях.

Гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. ·

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

ИКТ — информационные и коммуникационные технологиисовременные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения.

ИКТ‑компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) — умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.

ИКТ‑компетентность учебная (для учащегося) — умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ.

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося — в обязательной части учебного плана: совместный выбор учителем, обучающимся и его родителями (законными представителями) уровня освоения программ учебных предметов; в части, формируемой участниками образовательного процесса: выбор обучающимся и его родителями (законными представителями) дополнительных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.

Инновационная профессиональная деятельность — создание и распространение новшеств (технических, потребительских и иных), нового или усовершенствованного процесса на основе результатов научных исследований, научных разработок или иных научных достижений.

Инновационная экономика — экономика, основанная на знаниях, создании, внедрении и использовании инноваций.

Безопасность образовательного учреждения. Система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность.

Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана. Часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в т. ч. этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов РФ. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.

Внеурочная деятельность обучающихся. Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.

Гигиеническая норма – интенсивность и длительность воздействия факторов, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.

Государственные требования в области общего образования – наиболее общие характеристики индивидуальных и общественных потребностей в образовании, направленные:

•на формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества;

•формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении (национальное единство и безопасность);

•подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на знаниях (развитие человеческого капитала);

•фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования;

•прикладную и практическую ориентацию общего образования.

Двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки). Гигиеническая норма двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций (шаги) и общей продолжительностью (в часах) двигательного компонента в режиме дня.

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана – часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Индивидуальные потребности личности в области общего образования – потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); органичное вхождение личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества (социальная успешность); развитость универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Информационная деятельность — поиск, запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые человеком; информация при этом представляется в виде взаимосвязанной системы текстов, числовых данных, программных кодов, изображений, звуков, видео.

Информационное общество — историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительной чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Коммуникативные универсальные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Компетентность — качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.

Компетенция — актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Россииметодологическая основа разработки и реализации Стандарта, определяющая характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Критериально-оценочная функция стандартов – требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом, позволяющие регулировать развитие системы образования.

Критерии оценки качества образования – показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования:

•адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандартов;

•условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандартов;

ресурсное обеспечение образовательного процесса (в т. ч. кадровое) и его соответствие требованиям стандартов;

•реализуемые в образовательном процессе и достигаемые обучающимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандартов, так и на уровне ресурсного обеспечения.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий:

•соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

•соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

•сформированность учебной деятельности у обучающихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью детей.

Личностные результаты образовательной деятельности – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Личностные универсальные учебные действия. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего осуществляется деятельность. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.

Медико-гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования – научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья обучающихся; нормами учебной нагрузки с учетом характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении; требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий; соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению; световому и микроклиматическому режиму; учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Национальное самосознание (гражданская идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национального самосознания (идентичности) составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

Образовательная среда — дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, развития и воспитания обучающихся.

Общественные запросы в области общего образования (социальный заказ) – запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. К их числу относятся:

•следование принципам безопасного и здорового образа жизни;

•готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни);

•осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор (свобода и ответственность);

•освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей (социальная справедливость);

•активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики (благосостояние).

Общественный договор в области образования – выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.

Патриотизм — чувство и сформировавшаяся гражданская позиция верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству.

Планируемые результаты — система обобщённых личностно ориентированных целей образования, уточнённых и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с·учётом ведущих целевых установок изучения каждого учебного предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Принцип вариативности – предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем обучающимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно-ориентированный урок.

Принцип открытости – предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога.

Приоритет индивидуальности – предполагаетсоздание условий для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.

Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам – программы, имеющие ориентирующий характер, включающие:

•пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения;

•особенности содержания;

содержание образования, включающее перечень изучаемого материала;

•примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников;

•планируемые результаты освоения предметных программ;

•рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.

Программа воспитания и социализации учащихся – перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов:

•социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум);

•многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.

Программа формирования универсальных учебных действий — программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Психолого-педагогический статус школьника – это совокупность психологических характеристик видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде.

Психолого-педагогический мониторинг – это систематические исследования, проводимые как для фиксации и определения сложившейся ситуации в образовании, а также как прогностическая функция, которая обеспечивает процедуру выявления наиболее общих тенденций.

Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности школьника и состояния психологического климата, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Регулятивные универсальные учебные действия – обеспечивают организацию учебной деятельности учащимися. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Субъекты образовательного процесса – обучающиеся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского общества.

Субъекты образовательной потребности – любой субъект образовательного процесса, предъявляющий свой запрос к системе образования, если этот запрос тем или иным образом может влиять на функционирование системы.

Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ – описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории РФ. Они могут быть дополнены требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ – система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования. Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ – интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.

Требования к кадровому обеспечению, необходимому для реализации основных общеобразовательных программ – система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования: укомплектованность кадрами:

•соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации;

•способными к инновационной профессиональной деятельности;

•обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Учебная деятельность — систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.

Качество образования – комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому человеку продолжить образование в соответствии с его интересами.

Умственная работоспособность – объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.

Федеральные государственные образовательные стандартынормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе:

•способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

•учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения;

•практические и обобщенные способы деятельности.

Цели образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как “научить учиться”.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Р-н-Д, 2003.

Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003.

Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С. 32-43.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под ред. О.Б. Иншаковой. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – С. 7–20.

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 64 с.

Беззубова Е.Б. Типология школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 1995 - С. 33 – 34.

Безменов П.В. Социально-психологические предпосылки школьной неуспеваемости и ее коррекция у учеников младших классов // Вопросы психического развития детей и подростков (Научно-практический журнал, психиатрии, психологии и смежных дисциплин). - 2001. № 1. – С. 64–69.

Бейн К. Доброе утро! Мы рады, что Ты здесь!: Пособие для педагогов по проведению Утреннего Сбора с детьми дошкольного и школьного возраста. - Самара: ООО «Офорт», 2004.

Белякова Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: Дис.... канд. психол. наук. Томск, 1999. – 148 с.

Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.

Битянова М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: о проекта к результату // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С.32-34.

Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков / Под общ. Ред. проф. Ю.С. Шевченко. – С-Пб.: Речь, 2003. – 552 с.

Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 512 с.

Блонский П.П. Педология: Книга для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Владос, 1999. – 288 с.

Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 352 с.

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Медпрактика-М. – 2002. – 128 с.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 136 с.

Вайзман Н.П. Доболезненные отклонения нервно-психической сферы у школьников. // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 1995. - С. 35–36.

Венар Ч., Кериг П. Психопатология детского и подросткового возраста. – С-Пб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 384 с.

Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.

Винокуров Л.Н. Школьная дезадаптация и ее предупреждение у учащихся. – Кострома: РЦ НИТ «Эврика - М», 2002. – 132 с.

Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков: Учебное пособие. - Кострома, КГПУ, 1994. - 251 с.

Винокуров Л.Н. Учителю о психическом здоровье школьника: Учебное пособие. - Кострома, КГПИ, 1992. - 195 с.

Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. - 1975. - № 6. - С. 8–17.

Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.

Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – С. 467–506.

Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.

Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – С. 534–542.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. – 101 с.

Гарбузов В.И. Психический инфантилизм. В кн. Психология детей с нарушениями и отклонениями развития / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – С-Пб.: Питер, 2002. – С. 270–285.

Гейвин Х. Когнитивная психология. – С-Пб.: Питер, 2003. – 272 с.

Гельниц Г. Ранний прогноз обучаемости ребенка как важная социальная проблема // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С. 189–197.

Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований 2006.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

Деникина Е.В. Методы измерения результатов обучения в логике компетентностного подхода // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С.82-85.

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. М.: Центр «Развивающее образование», 1999.

Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002.

Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст / В.П. Зинченко, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина. – М.: РОССПЭН, 2010.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Лебедева М.В. Приоритеты психолого-педагогического обеспечения внедрения ФГОС // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С.167-169

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2005.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей. М., 2005.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб: Речь, 2005.

Мостова О.Н., Агафонова И.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников: сб. Служба практической психологии в системе образования. СПб.: АППО, 2005. Вып. 9.

Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.Д. Кузнецовой. - М, 2010.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1999.

Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М. Гуревича, М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе. М., 2002.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.

Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под. ред. А.Н. Леонтьва М.: Смысл, 2006.

Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В.О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 19 95. № 1.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.: Владос-пресс, 2003.

Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг – Дубна: ООО «Феникс+», 2002.

Селевко Г.К. педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. – М.: Генезис, 2010.

Фабер А., Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили./ Адель Фабер, Элен Мазлиш; / пер. с англ. А. Завельской/. – М. Эскимо, 2009.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем.; в 4 т. М.: Генезис, 2001. Т. 4.

Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. А.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению./ Л.А. Шустова // Вопросы психологии №2, 1990.

Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. № 2.

Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.

Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство/ Л.А. Ясюкова. – изд. 2-е. - СПб: ИМАТОН, 2007.





Подборка статей по вашей теме: