Богословские воззрения славянофилов

Основное Богословие.

Речь в первую очередь идет о А. С. Хомякове и И. В. Киреевском. К славянофилам также относятся братья Аксаковы, Самарин, Кошелев и др. Их имена мало знакомы. Их дух был дух Православный, и все они были патриотами. Сочинения Хомяковы были опубликованы только через 19 лет после его смерти.

Славянофилы оставили после себя наследие в области богословской, философской и литературной, но оно мало изучено.

Центром их богословского внимания была Церковь. Церковь была для них критерием оценки всех областей богословской, философской и даже светской жизни. Они представили в ясном виде концепцию Церкви. Хомяков попытался вывести сущность Церкви.

По определению Хомякова Церковь – это единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати. Он обратил внимание на самое главное – Церковь есть единство всех у Духе Святом, а не просто общество или организация, как представляется она в западном понимании.

Каков основной принцип жизни этой Церкви? На первый взгляд – это единство веры, единство дисциплины. Но не это Хомяков считал главным. Главный принцип – взаимная любовь во Иисусе Христе, приносящей свои плоды. Без взаимной любви Церкви нет. По этому признаку можно судить, Церковь это или нет. Истины веры знают и бесы, но их сообщество вряд ли можно назвать Церковью.

Хомяков пишет: «Есть существенная разница между идеей Церкви признающей себя единством органическим, живое начало которой есть божественная благодать взаимной любви, и между идеей западных обществ, единство которых состоит только в арифметическом итоге отдельного числа тех, кто имеет одинаковую веру, (как у протестантов), а у римлян только в стройности движения подданых полуцерковного государства».

Он приводит интересное сравнение. Церковь в Римо - Католичестве – это мощная кирпичная кладка, представляющая из себя одно сплошное единство. Но в этом единстве ни один кирпичик ни на одну йоту не может подвинуться. Все подчинено мощной дисциплине.

Протестантизм – это куча песка, где каждая песчинка может передвигаться как угодно, все соприкасаются друг с другом и каждая из них независима друг от друга.

Церковь Православная – это живое тело, в котором каждая клеточка связана невидимой нитью с другой живой клеточкой. Состояние одной клетки этого тела влияет на состояние других клеток. Этот образ Церкви взят у ап. Павла.

Хомяков узрел самую суть ложных представлений о Церкви. Эти клетки скрепляются во взаимной любви.

Чем является для человека Церковь? Для отдельного верующего Церковь является незыблемым авторитетом. Но Хомяков решительно выступает против этого. Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос. Авторитет нечто внешнее для нас. Не авторитет есть Церковь, Бог Христос, а Истина.

Авторитет требует подчинения себе, он запрещает смотреть, самому исследовать. Истинна же зовет, приглашает: «Прииди и виждь». Эта мысль присутствует у всех отцов, они единодушно говорили, что Бог ни на одну йоту не прикасается к человеку. Богоподобия не может быть там, где нет свободы, а там где свобода, речь идет о свободном, избранном личностью чего-либо. Авторитет этого уже не позволяет.

По слову Хомякова, в католичестве Истина была заменена авторитетом одного непогрешимого лица. Авторитет папы заступил место вселенской непогрешимости, и, это был авторитет внешний. Христианин, некогда бывший членом Церкви, оказался его подданным. Дар непогрешимости, дарованный папе, ставился вне всякого влияния на него нравственных условий. Ни всеобщая испорченность, ни личная испорченность папы не могли повлиять на непогрешимость его.

Внешнее единство, по мнению славянофилов, проявляется в общении таинств, внутреннее же единство – это единство Духа. Таинство могут принять все люди, но единство Духа обуславливается иными факторами. Некоторые мученики спаслись, не приобщившись ни к одному таинству Церкви, но никто не спасается, не приобщившись внутренней святости. Спасают не дела, а вера.

Славянофилы говорили, что христианство – это не рассудочное принятие набора вероучительных истин.

Такую веру Хомяков называет вереньем.

Много они говорят о свободе. Самарин пишет: «Церковь принимает в лоно только свободных. Кто приносит ей рабское признание, не веря в нее, тот не в Церкви и не от церкви». Запад утратил то понимание свободы, которое дает Церковь.

Хомяков говорил: «Церковь есть единство в свободе по закону любви». Как возможно это единство. Хомяков говорит: «В смирении взаимной любви».Где нет смирения, там нет любви.

Церковь есть ни что иное, как норма существования общества. На этой основе может быть устроено общество, на смирении взаимной любви, ибо только тогда может быть единство в свободе.

В отношении вопросов межконфессиональных отношений тоже были высказаны интересные мысли. Хомяков, например, утверждает, что отпадение Рима от Восточной Церкви было обусловлено чувством гордости. Это выразилось в принятии «Filioque» - одна поместная Церковь вдруг перечеркнула постановления Вселенских соборов, под которыми сама всегда подписывалась первой. «Западный раскол есть произвольное отлучение всего Востока, захват монополии Божественного вдохновения, словом, нравственное братоубийство.

Это частное мнение Рима победило в нем вселенское сознание. Как считает Хомяков, западный раскол был следствием нарушения закона нравственного союза единства во Христе. Рим потерял возможность правильного видения Божественных истин. Хомяков утверждал, что на Западе никакой религии уже нет.

Познание истин основано не на одной логике. Хомяков говорил: «Рим разорвал всякую связь между познанием и внутренним совершенством Духа».

Познание Христа невозможно без соответствующего духовного состояния человека. Еще в Евангелии сказано: «Блажени чистые сердцем, ибо тии Бога узрят».

«Один разум, отрешенный от святости был бы слеп как материя». Умным может быть и злой человек, мудрость же всегда соединена с нравственным началом, мудрый всегда выше злобы. Мудрость связана с великодушием.

Хомяков утверждал, что важнейшим препятствием единения Восточных и Западных Церквей является не различие вероучений, не формальная сторона вероучений, но дух, господствующий в западных Церквах, их страсти и предрассудки. Хомяков призывал западных христиан совершить нравственный подвиг – вырваться из рационализма, осудить отлучение, наложенное Римом на Восточные Церкви, отвергнуть все последующие решения и восстановить единство Церкви в своей душе. Без покаяния воссоединения невозможно, это удерживающее начало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: