Бюджетный дефицит

По определению Бюджетного кодекса, дефицит бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами, профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, решением о бюджете органов местного самоуправления поселения должны быть утверждены источники его финансирования. В соответствии с бюджетным законодательством, текущие расходы бюджета поселения не могут превышать объема доходов поселения из всех доходных источников.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденного решением органов местного самоуправления поселения, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи (дотаций, субсидий, субвенций) из других бюджетов. В случае если на будущий год запланирована продажа муниципального имущества, предельный размер дефицита бюджета поселения может быть выше указанного значения на величину поступлений от продажи имущества. Соблюдение указанного ограничения должно обеспечиваться также по данным отчета бюджета поселения за финансовый год.

Бюджетный кодекс устанавливает следующие источники финансирования дефицитов местных бюджетов:

· муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования (форма практически недоступная поселениям из-за законодательства о выпуске ценных бумаг);

· кредиты, полученные от кредитных организаций;

· бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Понятие «дефицит (профицит) бюджета поселения» связано с понятием муниципального долга – совокупностью долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства поселения могут существовать в следующих формах:

· кредитных соглашения и договоры;

· займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг (как уже отмечалось, долга в такой форме у вновь созданных поселений не будет);

· договоры и соглашения о получении поселением бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Важно отметить, что иные формы долговых обязательств бюджетным законодательством не предусмотрены. Срок долговых обязательств муниципальных образований, в том числе поселений, не может превышать 10 лет. Предельный объем долга поселения не может превышать объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на обслуживание долга поселения (выплата процентов), утвержденного решением о бюджете соответствующего уровня, не должны превышать 15% объема расходов бюджета поселения.

В соответствии с бюджетным законодательством, обязательства по товарному кредиту – кредиторская задолженность муниципального образования и бюджетных учреждений муниципального образования не входит в объем муниципального долга. Нет никаких, законодательно определенных ограничений на величину кредиторской задолженности. Тем не менее к этому показателю администрациям вновь созданных поселений следует относиться чрезвычайно внимательно. Накопление задолженности перед поставщиками продукции, в особенности перед поставщиками электро- и теплоэнергии, воды, газа, может быть причиной прекращения поставок, что может поставить население поселения в критические условия, особенно в зимние месяцы.

В соответствии с Бюджетным кодексом, источниками покрытия дефицита бюджета могут являться:

· внутренние заимствования (займы, кредиты у юридических и физических лиц);

· поступления от продажи имущества;

· изменение остатков денежных средств на счетах.

Управление муниципальным долгом требует специальной квалификации от работников финансовых органов. Изменение остатков денежных средств не сможет являться источником покрытия дефицита бюджета в 2006 г.

Рекомендуется на 2006 г. готовить бездефицитные бюджеты вновь образуемых поселений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: