double arrow

Учебно-тренировочных карт

Порядок использования учебно-тренировочной карты следующий:

- обучаемых целесообразно разделить на учебные группы по два-три человека в каждой. Комплектование групп имеет большое значение, как для результата занятия, так и для мотивации процесса обучения в целом;

- один из обучаемых в группе, выполняющей задачу, используя УТК, обязательно проговаривает вслух, развертывает в речевой форме все входящие в действие операции. Другой обучаемый выполняет действие на радиостанции, третий контролирует правильность выполнения действия. При отсутствии проговаривания эффективность процесса резко снижается. Освоенное с помощью УТК без проговаривания действие забывается быстрее;

- после того, как каждый обучаемый научится при помощи УТК быстро и безошибочно выполнять операции, обучаемые переходят к выполнению учебного задания с опорой на речь без УТК. Этот этап характеризуется тем, что в процессе выполнения каждой операции обучаемый громко ее проговаривает и объясняет, что является обязательным условием этапа, но уже без УТК или с использованием сокращенной УТК. При работе обучаемых по УТК, последние служат для исполнения действия. При переходе к работе без опор, такой опорой становится громкая речь. Кроме того, она позволяет руководителю занятия контролировать выполнение обучаемым каждой операции, а также передать в понятной форме содержание выполняемой операции другому человеку. На этом этапе обучаемый начинает рассуждать, логически мыслить. Руководитель занятия должен особое внимание обращать на четкое, внятное и полное проговаривание своими словами всех выполняемых операций. Чтобы проговаривание было понятно другим, его целесообразно организовать как доклады о проделанной работе другому лицу;

- по мере освоения действия быстрота выполнения операций будет возрастать и громкое проговаривание каждой отдельной операции становится ненужным, оно начинает тормозить процесс, замедлять его. Поэтому обучаемый перестает громко проговаривать отдельные операции и непроизвольно переходит к их проговариванию «во внешней речи про себя». Появляется возможность переводить обучаемых на следующий этап. Формирование действия с речью «про себя». Этап характеризуется тем, что звук как опора исключается, обучаемый перед выполнением операции проговаривает ее содержание «про себя». Правильность выполнения операции можно контролировать только по конечному результату. В дальнейшем обучаемый операции выполняет слитно, не проговаривая каждую из них в отдельности, а начинает проговаривать «про себя», более крупные операции или их «блоки», а затем и вовсе такое проговаривание прекращается. Выполнение операций приобретает автоматическое течение, членораздельность речи начинает мешать обучаемому быстро выполнять действия. Происходит переход на последний этап освоения действия;

- формирование действия «во внутренней речи». Достижение этого этапа означает, что незнакомое действие постепенно оказалось освоенным, и теперь у обучаемого есть знание об этом действии. Оно сформировалось в процессе деятельности обучаемого, в результате его тренировок. Можно предложить обучаемому рассказать об изученном действии без аппаратуры. Если он проговаривает и показывает жестами всю последовательность операций выполняемого действия, то можно сделать вывод, что действие сформировано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: