Основная цель практических занятий по связи – привитие навыков и умений в работе на средствах связи.
Успешное формирование навыков во многом зависит от того, насколько обучаемые глубоко осознают сущность, значение, целесообразность и последовательность выполнения того или иного действия и его отдельных элементов. Отсутствие осознанного понимания элементов действия неизбежно ведет к выработке механических навыков, которые не могут быть основой успешной практической деятельности обучаемых, формированию у них умений. Поэтому, показывая каждое действие, например, по настройке радиостанции, руководитель, опираясь на знания обучаемых, полученные ими на групповых занятиях, поясняет:
· зачем это действие выполняется;
· какие процессы при этом происходят;
· почему именно в такой последовательности выполняются действия;
· какие ошибки при этом могут быть допущены, и к чему это может привести.
Развитие сложных навыков, автоматизированных действий, выполняемых легко, точно и быстро должно происходить на основе простых навыков.
|
|
Так, например, умение подготовить к работе радиостанцию Р-159 основывается на навыках выполнять следующие действия:
- устанавливать батарею в аккумуляторный отсек;
- крепить аккумуляторный отсек к блоку приемопередатчика;
- взводить и подключать антенну;
- фиксировать антенну в антенном гнезде;
- подключать микротелефонную гарнитуру, при этом необходимо обратить внимание, что это наиболее сложный элемент в подготовке к работе Р-159, так как разъем «ОНЦ-БС» имеет хрупкую конструкцию и легко выводится из строя в результате неправильных действий;
- включать питание радиостанции;
- проверять напряжение аккумуляторных батарей;
- устанавливать необходимый режим работы и заданную частоту;
- настраивать ток в антенне.
Кроме того, формирование умений должно осуществляться путем применения знаний и навыков в сложных условиях. Следовательно, методика проведения практического занятия предполагает создание обстановки, соответствующей требованиям современного боя, условий максимального напряжения физических и умственных сил, творческого применения знаний и навыков.
При организации практических занятий по связи командир подразделения оперативного назначения неизбежно столкнется с такой проблемой, как отсутствие необходимого количества средств связи (хотя бы по одному на двух обучаемых). Это связано с тем, что по штату во взводе нет не только учебных, но и необходимого количества штатных средств связи. А такие средства связи, как, например, проводные, имеются только в составе взвода связи батальона.
|
|
Поэтому при подготовке занятия необходимо, во-первых, решить вопрос с учебно-материальной базой за счет службы связи части.
Во-вторых, организовать работу на занятии так, чтобы учебное время всеми обучаемыми было использовано рационально.
В-третьих, занятие должно быть организовано так, чтобы не допустить выхода из строя средств связи, что отразится не только на ходе занятия, но и на уровне боевой готовности части.
Для решения этих проблем целесообразно:
- организовывать обучение в группах по 2-3 человека на одном средстве связи со сменой мест, под контролем помощников руководителя занятия (сержантов);
- использовать для привития сложных навыков учебно-тренировочные карты, представляющие собой алгоритмы безошибочных действий по работе на средствах связи. При этом работе с использованием учебно-тренировочных карт должна предшествовать определенная подготовка. Во-первых, руководитель занятия должен показать правильное выполнение действий непосредственно на радиостанции, во-вторых, пояснить структуру учебно-тренировочной карты и порядок ее использования.