Методические рекомендации по проведению практического занятия по связи

Основная цель практических занятий по связи – привитие навыков и умений в работе на средствах связи.

Успешное формирование навыков во многом зависит от того, насколько обучаемые глубоко осознают сущность, значение, целесообразность и последовательность выполнения того или иного действия и его отдельных элементов. Отсутствие осознанного понимания элементов действия неизбежно ведет к выработке механических навыков, которые не могут быть основой успешной практической деятельности обучаемых, формированию у них умений. Поэтому, показывая каждое действие, например, по настройке радиостанции, руководитель, опираясь на знания обучаемых, полученные ими на групповых занятиях, поясняет:

· зачем это действие выполняется;

· какие процессы при этом происходят;

· почему именно в такой последовательности выполняются действия;

· какие ошибки при этом могут быть допущены, и к чему это может привести.

Развитие сложных навыков, автоматизированных действий, выполняемых легко, точно и быстро должно происходить на основе простых навыков.

Так, например, умение подготовить к работе радиостанцию Р-159 основывается на навыках выполнять следующие действия:

- устанавливать батарею в аккумуляторный отсек;

- крепить аккумуляторный отсек к блоку приемопередатчика;

- взводить и подключать антенну;

- фиксировать антенну в антенном гнезде;

- подключать микротелефонную гарнитуру, при этом необходимо обратить внимание, что это наиболее сложный элемент в подготовке к работе Р-159, так как разъем «ОНЦ-БС» имеет хрупкую конструкцию и легко выводится из строя в результате неправильных действий;

- включать питание радиостанции;

- проверять напряжение аккумуляторных батарей;

- устанавливать необходимый режим работы и заданную частоту;

- настраивать ток в антенне.

Кроме того, формирование умений должно осуществляться путем применения знаний и навыков в сложных условиях. Следовательно, методика проведения практического занятия предполагает создание обстановки, соответствующей требованиям современного боя, условий максимального напряжения физических и умственных сил, творческого применения знаний и навыков.

При организации практических занятий по связи командир подразделения оперативного назначения неизбежно столкнется с такой проблемой, как отсутствие необходимого количества средств связи (хотя бы по одному на двух обучаемых). Это связано с тем, что по штату во взводе нет не только учебных, но и необходимого количества штатных средств связи. А такие средства связи, как, например, проводные, имеются только в составе взвода связи батальона.

Поэтому при подготовке занятия необходимо, во-первых, решить вопрос с учебно-материальной базой за счет службы связи части.

Во-вторых, организовать работу на занятии так, чтобы учебное время всеми обучаемыми было использовано рационально.

В-третьих, занятие должно быть организовано так, чтобы не допустить выхода из строя средств связи, что отразится не только на ходе занятия, но и на уровне боевой готовности части.

Для решения этих проблем целесообразно:

- организовывать обучение в группах по 2-3 человека на одном средстве связи со сменой мест, под контролем помощников руководителя занятия (сержантов);

- использовать для привития сложных навыков учебно-тренировочные карты, представляющие собой алгоритмы безошибочных действий по работе на средствах связи. При этом работе с использованием учебно-тренировочных карт должна предшествовать определенная подготовка. Во-первых, руководитель занятия должен показать правильное выполнение действий непосредственно на радиостанции, во-вторых, пояснить структуру учебно-тренировочной карты и порядок ее использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: