IV. Применимое право

При составлении контракта важно установить правом какого государства будут регулироваться отношения по конкретному контракту, поскольку имеются существенные расхождения в решении одних и тех же вопросов в праве разных государств.

В РФ применимым признается право страны, где учреждена, зарегистрирована или имеет основное место деятельности, страна являющаяся продавцом в договоре купли-продажи.

Место заключение внешнеторгового контракта, как правило не имеет значение.

Желаемым условием является предусмотреть в контракте условие о применяемом праве.

При составление контракта и согласование его условий с зарубежными партнерами, прежде всего необходимо проверить действует ли в отношениях между РФ и государством, к которому принадлежит контр агент, международные договоры, устанавливающие режим торговли, в отношениях между двумя государствами или группой государств о торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах и платежных соглашениях.

Правовой режим государственной торговли непосредственно влияет на уровень таможенного обложения налогов и сборов и соответственно на уровень цен.

Наличие договоренности о контингентах взаимопоставляемых товаров создает предпосылки, для получения льгот, а по вопросам платежей, предопределяет контрактное условие расчетом, в том числе и о валюте платежа.

Важным является определить также, будут ли подлежать применению к отношениям по заключенному контракту положение венской конвенции.

V. Основные источники права.

Источники правового регулирования международной купли продажи товаров имеют определенную специфику. К основным источникам права относят:

1. Международные договоры

2. Отечественные законодательства

3. Обычай делового оборота

Нормативный акт применяются в тех случаях, если страна является их участником или официально ратифицировала их для применения.

Соблюдение при заключении, исполнения договоров купли-продажи товаров, специальных норм внутригосударственного законодательства, в частности валютного, таможенного, финансового контроля за экспортом и импортом, так же является обязательным.

В практике международной торговли также широко применяется Венская конвенция ООН «О договорах купли-продажи товаров». К которой РФ присоединилась 1 сентября 1991г.

21.11.2012

Конвенция ООН о договорах международной купли – продажи товаров (Вена, 1980 год).

Венская конвенция состоит из четырех частей и подробно определяет порядок заключения договора международной купли – продажи товаров (часть вторая) и его основные условия (часть третья).

Применение ее ограничивается договорами купили – продажи между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории различных договаривающихся государств.

Венская конвенция не регламентирует все аспекты международной купли – продажи.

Венская конвенция определяет специальные торговые термины в отношении поставки товаров и способов определения цены, а также переход права собственности на товар.

Конвенция не определяет порядок расчетов по внешнеторговому договору и сроки исковой давности.

Положение Венской конвенции носит диспозитивный характер, то есть она предоставляет сторонам договора право в условиях контракта исключить ее действия, отступить от какого-либо ее положения или изменить.

Тема 4: Подготовительная предконтрактная деятельность.

I. Выбор иностранного партнера.

Поиск и выбор контрагентов – это сложный и важный вопрос, как для поставщика, так и для покупателя.

Процесс выбора страны может быть представлен в несколько стадий:

1. Составление списка стран, которые могут быть потенциальными покупателями.

2. Сокращение списка потенциальных контрагентов до 10.

3. Выбор трех наиболее предпочтительных стран.

Выбор фирмы – контрагента зависит от характера и предмета сделки экономического потенциала страны, конъюнктуры и емкости рынка.

Учитываются такие факторы, как наличие межправительственных отношений, характер деятельности фирмы, ее репутация, длительность торговых отношений и предполагаемые условия сделок.

Информация о фирмах систематизируется путем составления информационной карты на фирму, которая должна включать следующие разделы:

1. Преамбула – указывается наименование фирмы, ее адрес и иные необходимые реквизиты.

2. Общая характеристика фирмы – это характер деятельности, правовая форма, национальная принадлежность капитала, номенклатура производства и экспорта, наличие дочерних фирм, материально – техническая база, география экспорта, наличие электронных систем торговли.

3. Финансово – экономические показатели – это размер основного капитала, годовая выручка, показатели прибыли, стоимости акций, особенности дивидендной политики и так далее.

4. Руководящий состав фирмы – это руководители предприятия, специалисты отдела закупок и продаж.

5. Деловая характеристика фирмы – это выполнение обязательств по контрактам, соблюдение сроков поставок, размер предоставляемых скидок, качество поставляемого товара.

6. Деловая характеристика представителей фирмы.

Информационные карты должны систематически пополняться новыми данными.

II. Коммерческие предложения.

Коммерческая работа предполагает постоянную переписку контрагентов и направления предложений по возможным сделкам. Инициатором заключения договора может быть как продавец, так и покупатель.

Если инициатива вступления в переговоры исходит от продавца, он может направить возможному покупателю оферту, предложение принять участие в торгах или письмо о намерениях вступить в переговоры.

Если инициатором сделки выступает покупатель, то он высылает заказ – запрос или письмо о намерениях.

Оферты – это письменное предложение продавца, направленное возможному покупателю. Оферты часто являются проектом договора, и подписывается отправляющей стороной (оферента). Оферта излагается кратко, четко, ясно без двусмысленных толкований и неясностей.

Оферта должна содержать всю необходимую информацию, относительно существенных условий контракта:

1. Точное и сокращенное наименование продавца.

2. Торговую марку продавца и фирменный знак.

3. Наименование товара, краткую и достаточную характеристику товара.

4. Предполагаемый объем поставки.

5. Минимальное количество поставляемо товара в партии.

6. Сведения об упаковке.

7. Условия поставки по «Инкатермс» - это специальный документ, в котором оговариваются различные условия (о страховании груза, о поставках и так далее).

8. Цену на условие поставки за штуку и за партию.

9. Срои поставки.

10. Порядок оплаты.

11. Оптовая скидка.

12. Реквизиты продавца.

Во внешней торговле применяют два вида оферт:

1. Твердая оферта.

2. Свободная оферта.

Виды оферт указываются в документах.

В твердой оферте указывается срок, в течение которого покупатель должен ответить на предложение продавца. В течение этого срока оферент считает себя связанным этим предложением и не вправе отменять или изменять условия предложения, либо сделать аналогичное предложение другому покупателю. Ответ, не полученный в срок, указанный в оферте – означает отказ покупателя от заключения контракта, и продавец освобождается от сделанного им предложения. В случае, если покупатель согласен с условиями оферты, он подписывает проект договора и посылает продавцу безоговорочный акцепт. Оферта вступает в силу в момент получения ее оферентом. Если покупатель не согласен с какими-либо условиями оферты, он посылает продавцу отклоняющее предложение – ответ (отказ от заключения договора), либо контр – оферту с указанием своих условий договора и срока для ответа. В этом случае переписка продолжается.

Свободная оферта – это письменное предложение продавца на одну и туже партию товара, которая направляется одновременно нескольким возможным покупателям. В ней не установлен срок для ответа и оферент не связан своим предложением, направляя свободную оферту одновременно нескольким покупателям, продавец имеет возможность ознакомиться с товарным рынком. Получение свободной оферты покупателем означает, что такое же предложение, получено его конкурентами, и следовательно к данному покупателю продавец не связан твердыми обязательствами. Если покупатель согласен с условиями оферты, он подписывает ее - «акцептует» (согласие) и высылает ее в адрес продавца. Сделка при этом не считается заключенной. Свободная оферта становится договором только тогда, когда продавец, получив от покупателя подписанную оферту или контр – оферту и высылает ему свое подтверждение. При этом продавец акцептует ту оферту, которая предлагает ему более выгодные условия, а не ту, которую получил раньше.

Если покупатель заранее располагает информацией об условиях предложений экспортеров, он может направить ему заказ. Заказ – это документ, направляемый покупателем продавцу, в котором выражено твердое намерение купить определенный товар, и изложены все необходимые условия для совершения покупки. В заказе обычно указывается срок ответа продавца, до истечения которого покупатель связан названными условиями. Если в течение указанного срока экспортер не дает ответа на предложение покупателя, считается, что он его не принял. В том случае, если экспортер готов выполнить заказ, он высылает подтверждение принятия предложения покупателя, если продавец не принимает заказ к исполнению, то направляет отклонение возможно без объяснения причин.

Покупатель может обратиться к экспортеру с просьбой прислать предложение на определенный товар. Такое предложение покупателя называется запросом. Запросы посылаются, как правило нескольким фирмам, выпускающим аналогичную продукцию. Основной целью запроса является получение от экспортных фирм конкретных предложений, из которых выбираются наиболее предпочтительные для покупателя. В запросе указывается наименование интересующего товара, его качества, количество, желаемые сроки поставки, в некоторых случаях характеристики товаров и так далее.

В том случае, если продавец и покупатель, определив по разным источникам информации своих потенциальных контр – агентов может направить им коммерческие предложения в форме писем о намерениях, провести переговоры по поводу важнейшей сделки. Письма о намерениях не имеют правовой силы и свидетельствуют о желании сторон продолжить контакты в будущем.

III. Подготовка проекта внешнеторгового контракта и его подписание.

Составление проектов соглашений и других необходимых документов и материалов, которые могут быть приняты в результате переговоров – это один из наиболее важных элементов подготовки к переговорам, поскольку сам процесс подготовки документации весьма сложен и трудоемок.

Однако сам ход переговоров не всегда полностью предсказуем, поэтому полезно подготовить альтернативные варианты документов, учитывающие возможные возражения по основным вариантам.

Большая часть текста контракта готовится заранее до начала переговоров, что позволяет более тщательно разработать контракт.

Подготовка контракта является обязанностью продавца, однако покупатель также может предложить свой проект контракта.

Наиболее выгодной позицией обладает сторона, готовившая проект контракта для обсуждения, так как текст условий сформулирован для наиболее удобной для них редакцией.

Окончательный вариант контракта является результатом совместных усилий контр – агентов, однако непосредственную подготовку текста, как правило (обычно), выполняет принимающая сторона.

Подписание контракта осуществляется участниками переговоров, имеющих соответствующие права подписи коммерческих документов по должности или по доверенности.

Каждая сторона подписывает по одному экземпляру контракта, являющуюся оригиналом, которая учитывается в плановом, валютно – финансовых отделах, бухгалтерии и сдается на хранение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: