Понятие и уровни международных экономических отношений

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Экономисты выделяют материальные и правовые аспекты. Применительно к РБ материальные выделяются следующие особенности:

1) наличие крупного и устаревшего экон. потенциала (на долю 3 отраслей приходится 3/4 производства);

2) ориентированность на массовый выпуск конечной продукции при ограниченности собственных сырьевых ресурсов;

3) географическое положение (из более чем 30 заключенных экон. соглашений -- 80% со странами Европы; с ЕС -- март 1999г.). Временные торговые соглашения (с Украиной, Россией, Молдовой);

4) невозможность в короткие сроки переориентировать экономику на новые рынки, в том числе, связи со странами СНГ. Экспорт наш - из импортного сырья, в большинстве своем наша продукция неконкурентоспособна. Не терять рынки сбыта!

Эти составляющие обуславливают и применение правового аспекта. Основа участия РБ в торговле - использование регуляторов внешнеэкономической деятельности:

n международные соглашения;

n национальное и зарубежное законодательство;

n судебные и арбитражные решения;

n обычаи;

n контрактные положения;

n установившаяся практика договаривающихся сторон (обыкновения).

Правовые аспекты современного механизма взаимодействия были заложены законом РБ от 25.10.90 "Об основах внешнеэкон. деятельности". Он заложил основы поведения республики. 29.12.98 - закон "О гос. регулировании внешнеторговой деятельности": самостоятельная система этой сферы хоз. жизни. В плане упр-я было определено основное звено организационной структуры, осуществляющее координацию работы и обеспечивающее проведение единой гос. политики. Был определен центральный орган - единый таможенный орган - ГТК. Основы участия банковской системы во внешнеэкон. деятельности. собственный валютный фонд.

Наряду с закреплением этих направлений:

1) право всех ФЛ и ЮЛ заниматься любым видом внешнеэкон. деятельности. Закреплены принципы регулирования гос-вом этой сферы:

n невмешательство гос-ва в деят-ть субъектов внешнеэкон связей и определение задач гос. органов в регулировании этой сферы с помощью налогов, тамож. сборов, нетариф. регулирования;

n ответственность гос. органов за ущерб, причиненный их решениями субъектам внешнеэкон. деятельности и возможность судебной защиты.

Рекомендаций сейчас очень много:

1) развитие законодательства: ориентация на привлечение инвестиционной составляющей - на 1-й план. Принцип закреплен в 1991 - режим ……………………….

2) Сокращение нетарифного регулирования (пошлины), иначе есть пути к злоупотреблениям. Меры нетарифного регулирования могут применяться в случае нарушения основных экон. пропорций.

3) Приоритет в таможенном обложении импорта, наоборот - экспорта;

4) Создание полноценного валютного рынка;

5) Введение четкой системы ответственности за статистические данные.

Междун. отношения - это отношения не только между гос-вами. В науке сформировались 2 точки зрения относительно системы междун. экон. отношений.

1. (Шахназаров, Иноземцев) - все общественные отношения, выходящие за границы гос-ва.

2. (Тункин, Усенко) - межгос. и междун. негос. отношения не составляют единой системы.

Работы Ульпиана: деление права на публичное и частное (критерий интереса: 1-ое ограждает интересы гос-ва, 2-ое - частных лиц). Древнеримские юристы "писали" о внешнеэкон. деятельности РБ.

Метод регулирования (следующий критерий) - для частного права присущ метод координации в отношениях, для публичного - субординации. Правовые системы поэтому делятся на частно- и публичноправовые. Относительно междун. отношений: были выделены 2 уровня: отношения между субъектами, обладающими властью, и отношения между субъектами, не обладающими властью. Может ли 1-ый субъект участвовать во 2-ых отношениях и каков его статус? Здесь гос-во должно приравнять свою правосубъектность к статусу контрагента. Дискутируется вопрос о включении (невключении) в систему междун. гос. отношений транснациональных ЮЛ (транснац. корпорации). Франц. ученые: ТНК надо включать в систему межгос. экон. отношений, т.к. их зачастую создают гос-ва, они оказывают существенное влияние. Оппоненты: они все же остаются частными лицами. Межгос. экон. отношения являются необходимым условием к заключению частных экон. отношений, но отсутствие 1-ых не препятствует развитию (существованию) 2-ых.

ВЭД гос-ва - деятельность гос-ва, гос. органов, ЮЛ и ФЛ РБ, охватывающая экон., торговые, валютные, научно-технические и иные отношения по междун. экон. сотрудничеству с иностранными гос-вами, их органами, ЮЛ и ФЛ и междун. экон. организациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: