Государственно-правовые меры регулирования ВЭД

Указаны в з-не. К сожалению, отсутствует система этих мер. есть корневой нормат. документ, есть документы, реализующие эту идею, всегда устанавливается контроль за реализацией этой идеи (к сожалению, часто отсутствует прогноз -- определение климата регулирования данной сферы).

Гос. регулирование внешнеэк. сферы базируется на з-не 1990 г. и з-не 1998 г. -- анализ => вывод: в этой сфере к ведению гос. органов относится:

n разработка и осуществление внешнеэк. политики;

n установление основ во внешнеэк. сфере;

n установление порядка деятельности предприятий, прав. режима иностран. инвестиций и т.д.;

n установление порядка осуществления инвестиц. деятельности белор. субъектов;

n установление налогов и сборов в бюджет.

Меры регулирования:

1) таможенное регулирование;

2) тарифное регулирование;

3) налоговое регулирование;

4) нетарифное регулирование;

5) валютное регулирование;

6) в отдельных случаях -- сертификация и контроль.

З-н "О гос. регулировании ВЭД".

Таможенное регулирование. Такие меры в широком смысле включают тарифные и налоговые меры, но, исходя из того, что органы, принимающие тарифные и налоговые меры, отличаются, их выделяют отдельно.

Таможенный кодекс от 6.01.98г. Тамож. регулирование осуществляется тамож. органами (входят в систему правоохранительных). ГТК + 15 таможен. Тамож. территория -- сухопутная территория, внут. воды и возд. пространство над ними, ограниченные гос. границей. Именно пределы тамож. территории являются тамож. границей РБ. Исключение: в случае создания Свободных тамож. зон и складов пределы таможен ограничиваются периметром этих зон. Таможня -- ЮЛ, ей принадлежат тамож. пункты.

Осн. функции таможен:

1) принятие мер по защите прав, интересов граждан, предприятий;

2) обеспечение в пределах своей компетенции экон. безопасности республики;

3) применение средств тамож. регулирования;

4) взимание тамож. пошлин, налогов и иных платежей;

5) участие в разработке и реализаци мер экон. политики в отношении товаров, перемещаемых через тамож. границы;

6) осуществление тамож. контроля и тамож. оформления товаров (тамож. органы ставят на контроль товар на внеш. таможне);

7) ведение тамож. статистики и товарной номенклатуры ВЭД;

8) обеспечение соблюдения разрешит. порядка перемещения средств через тамож. границу.

Содержанием (8) является обязательное помещение товаров в одном из тамож. режимов.

Тамож. режим -- совокупность положений, определяющих статус товаров, трансп. средств, перемещаемых через границу. Существует 15тамож. режимов.

Напр., режим выпуска для свободного обращения, при котором ввозимые на тамож. территорию товары остаются постоянно на территории РБ без обязательства вывоза. Этот режим позволяет вовлекать товары в хоз. оборот, а законодатель предусматривает уплату налогов, пошлин, соблюдение др. мер. Снимается с тамож. надзора с момента получения тамож. разрешения на соответ. режим.

Режим экспорта -- при нем товары вывозятся за пределы РБ без обязательства об их ввозе на эту территорию => безвозвратно за пределы РБ. Уплачиваются соответ. тамож. платежи (нет практич. актуальности). Товар снимается с надзора после пересечения границы (вывоза с тамож. территории).

Режим временного ввоза(вывоза) -- пользование товарами на тамож. территории РБ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от тамож. пошлин и без применения мер экон. политики. Временно ввозим. или вывозим. товары подлежат возврату в неизменном состоянии. Субъект хоз-я д. представить обязательство сохранности + уплата тамож. платежей. Срочность режима -- устанавливается тамож. органом; максим. срок -- 2 года. В период действия этого срока товары находятся под тамож. надзором, до истечения срока эти товары можно заявить в тамож. режиме.

Тамож. склад.-- ввезенные товары хранятся под тамож. контролем без взимания тамож. пошлин, налогов и без применения мер экон. политики. Условия:

- срочность этого режима (до 3 лет, минимум -- 2 месяца);

- по истечение срока товары д.б. заявлены в иной режим либо помещены на врем. хранение;

- ограниченность операций, проводимых с этими товарами -- лишь операции с сохранностью этих товаров либо по подготовке к продаже транспортировке, помещение товаров на тамож. склады (открытые -- предоставляются любым лицам, закрытого типа -- для определенных лиц, которые убедят тамож. органы, что такие склады им необходимы). Владельцами м.б. любые субъекты, имеющие лицензию тамож. органа.

Режим переработки на тамож. территории и режим переработки вне тамож. территории. I -- при котором товары иностр. происхождения используются для переработки на тамож. территории без применения мер экон. политики и с возвратом сумм тамож. пошлин, налогов. Условия:

- продукты переработки д.б. вывезены за пределы тамож. территории в режиме экспорта;

- переработка товаров возможна лишь при получении лицензии тамож. органа;

- обратно пошлины и налоги субъект может получить, если вывезет продукты не позднее 2 лет.

Процедура помещения товаров и трансп. средств под опред. тамож. режим и процедура завершения этого режима именуется тамож. оформлением.

Наряду с Тамож. кодексом действуют:

n приказ ГТК от 2.04.96 №103/ОД -- Положение о порядке тамож. оформления товаров по общей процедуре. Тамож. оформление производится в опред. месте в зоне деятельности тамож. органа РБ, в котором находится отправитель (получатель) груза.

К владельцу предъявляются опред. требования:

1) д. доставить груз в пункт тамож. оформления;

2) предоставить груз тамож. органу;

3) предоставить необх. документы;

4) задекларировать товар;

5) в зависимости от режима произвести уплату пошлин, налогов.

Декларирование -- заявление точных и достоверных сведений о товарах, перемещаемых через границу, целях и иных сведений, необх. для тамож. оформления. Декларирование производится в том тамож. органе, что и оформление => устное, письменное, товарно-транспорт. документы, электрон. передача данных (с внеш. тамож. границы в данный пункт оформления). Для товарного оборота -- письменная форма. Приказ ГТК от 9.07.98 г. №246/ОД -- Положение о тамож. документе "Грузовая тамож. декларация" -- Инструкция о порядке заполнения.

Декларирование может производиться как самим субъектом, так и тамож. агентом (д.б. лицензия). Особую актуальность имеет кодировка товаров по опред. номенклатуре (основа тамож. тарифа). РБ использует гармонизированную систему описания товаров (Конвенция 1984 года) => принято постановление СМ СССР от 12.08.88. Товары разделены на группы, разграничение проводится по стадиям обработки товаров, дается описание товара.

На этом основана Товарная номенклатура ВЭД СНГ, введена пост-ем СМ от 14.03.97 №197. Реализуется на основании Приказа ГТК №87/ОД от 26.03.97.

Наряду с общим декларированием товаров в соответствии с Указом от 9.01.2000 введено декларирование товаров для целей статистич. учета экспорта-импорта при отсутствии тамож. оформления => пост-е ГТК от 26.01.2000 №1 => Инструкция о порядке заполнения…

Оформление имущества, перемещаемого не для товарных целей -- приказ ГТК от 26.08.97 №264/ОД -- Положение о порядке тамож. оформления личного имущества, перемещаемого не для товарн. целей.

Тарифное регулирование. Наряду Тамож. кодексом действует з-н от 3.02.93 "О тамож. тарифе" (ред. от 5.12.97), пост-е СМ от 10.02.97 №72 "О тамож. тарифе в РБ" (ред. от 28.11.97 №1575).

Основные направления тарифного регулирования. Тамож. тариф выполняет функции регулирования товаропотоков и пополнение бюджета. Тамож. тариф гос-ва представляет собой свод ставок тамож. пошлин, применяемых к товарам и систематизированный с номенклатурой (у нас -- для СНГ).

Тамож. пошлина -- косвен. налог. Это обязат. взнос, взимаемый тамож. органами РБ при ввозе-вывозе товара и являющийся неотъемлемым условием ввоза-вывоза за искл. некоторых случаев. Тарифы не применяются, как правило, на вывозимые товары.

Пост-е СМ от 10.02.97 №172 "О тамож. тарифе". У нас только импортный тариф. Анализ тамож. тарифов позволяет сделать вывод о структуре: содержит детализ. наименования товаров вместе с кодом ТНТД, ставку пошлин на единицу обложения, перечень товаров на иных условиях. Ставки, применяемые к товарам, происходящих и ввозимых из гос-в, пользуются наиб. благоприятствованием, являются ставками тамож. тарифа (т.е. для всех одинаковые).

Если товары происходят из стран не с наиб. благоприятствованием либо происхождение вещей неизвестно, применяются ставки тарифа в двойном размере.

Преференциальный режим -- льготы определяются к отдельным гос-вам.

Система преференций развивающихся стран -- 75% от ставок тамож. тарифа (их 103).

Система преференций наименее развитых стран --- товары не облагаются тамож. тарифом (их 47).

Право страны не распространять режим на опред. категории товаров.

Особенности, касающиеся стран СНГ: товары этих стран не облагаются тамож. тарифом (искл. -- сахар). Тарифы применяются только в тех тамож. режимах, где товар снимается с тамож. контроля (напр., режим хранения). Уплативший тамож. пошлину м. рассчитывать на ее возврат (при ввозе комплектующих и если в 2 года вывезет товар).

Режим времен. ввоза -- применяется частичное освобождение от тамож. пошлин и налогов. Суть -- субъекты хоз-я, заявляющие товары в этом режиме, обязуются ежемесячно уплачивать 3% от суммы тамож. пошлины, которую они бы заплатили. Приказ ГТК от 10.09.97 №287/ОД. СМ м. утвердить перечень товаров, по которым уплата повремен. платежей не производится.

Ст.34 з-на "О тамож. тарифе": тариф. льготы в отношении товаров, перемещаемых через тамож. границу РБ, устанавливается През-том РБ и з-ном. Индивидуально льготы м. предоставляться През-том, напр., Декрет №6 "О предоставлении ЮЛ и ФЛ-предпринимателям льгот и преференций по платежам" -- товары, ввозимые в кач-ве взноса в уставный фонд предприятий с иностр. инвестициями не облагаются (если ввозятся в сроки, не являющиеся подакцизными и не относятся к основным фондам).

Утверждено Положение о предоставлении льгот……. В общем виде основаниями систематизации м. являться как способ начисления пошлины, так и назначение пошлины. По способу начисления там. тарифа: 1)адвалорные пошлины (от цены), исчисляемые в % от тамож. стоимости товара; 2)специфические -- за единицу обложения принимается ЭКЮ; 3)комбинированные -- I и II, напр., бижутерия.

По назначению: кроме тамож. пошлин, указанных в самом тарифе, з-н предусматривает возможность введения сезонных пошлин. Их цель -- регулирование ввоза-вывоза опред. товаров. Срок не м. превышать 6 мес. Могут вводиться особые пошлины для защиты экон. интересов -- специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Специальные применяются как защитная мера, когда товары ввозятся в кол-вах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отеч. производителям соотв. товара и в ответ на дискредиционные действия

Цель антидемпинговых -- в случаях ввоза на территорию РБ товаров по ценам ниже, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент ввоза.

Компенсационные применяются в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались гос. субсидии. Для применения антидемпинговых и компенсационных необходимы доказательства угрозы нарушения, либо нарушения, либо нанесения мат. ущерба отеч. производителей подобных товаров. Применению особых пошлин д. предшествовать расследование.

Применение сезонных и спец. пошлин исключает применение пошлин тамож. тарифа.

При уплате прежде всего адвалорн. пошлин значение имеет правильное определение тамож. стоимости товаров (пост-е СМ от 9.07.98 №908 "Об утверждении Порядка определения тамож. стоимости товаров").

Тамож. стоимость заявляется владельцем (собственником) при декларировании. Важный метод -- по цене сделки с ввозимого товара. Это не исключительный метод. Соответственно методы названы в ст.18. Каждый последующий метод применяется в тех случаях, когда невозможно определить по предыдущему методу.

Налоговое регулирование. Тамож. кодекс среди тамож. платежей называет также НДС и акциз. Ст.112: применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым и вывозимым, должно осуществляться в соответствии с ТК и налог. зак-вом. Соглашение о тамож. союзе от 6.01.95 -- явилось толчком введения НДС по экспортно-импортным операциям. Во исполнение этого Соглашения уплата НДС по импортируемым товарам разделена на 2 этапа -- при ввозе взимание производится тамож. органами, при реализации -- налогов. организациями с учетом уже уплаченных сумм.

Наряду с з-ном "О НДС" действует Указ от 16.08.95 №300.

Осн. принципы уплаты НДС:

n все ввозимые товары облагаются НДС по установлен. ставке -- 20%.

n объектом является тамож. стоимость товаров + тамож. пошлина, а по подакцизным товарам -- + акциз.

Объектом для исчисления акцизов является объем в натур. выражении.

Кроме общего порядка существует спец. порядок -- случаи неуплаты НДС:

1) вытекающие из ТК (НДС не уплачивается тогда, когда уплачивается тамож. пошлина);

2) льготы, установленные Указом (пониж. ставка -- 10% по продовольственным товарам, категории товаров без НДС(напр., валюта, ценные бумаги, товары для дип. представительств)). Товары СНГ не облагаются НДС, но, по примеру РФ, РБ начинает постепенно переходить к принципу уплаты НДС по месту назначения товаров (это Украина и Казахстан) -- Декрет №4 от 3.02.99.

Указ от 13.11.97 "О лизинге". Указ №300 ввел порядок уплаты акцизов.

Указ от 20.04.95 №116 "О введении маркировки ввозимых в РБ алког. и табачных изделий". В отношении этих предметов торговли обязательным условием обращения хранения в РБ является наличие акцизн. марок. Субъект хозяйствования приобретает марки в Минфине. Для табачных изделий -- до изготовления самих изделий.

Существенные льготы -- в режиме врем. ввоза, для собствен. потребления дип. и консульских представительств, в СЭЗы, на воздушных судах, перевозимые транзитом. Стоимость уплачен. при ввозе НДС и акцизов засчитывается при уплате при реализации. При вывозе не платится.

Временно Указом от 23.06.99 №338 был введен рентный сбор -- 5% (по решениям СМ операции осуществляются), др. -- 15%. К 1 марта этого года СМ д.б. представить рез-ты об эффективности.

Пост-е СМ от 30.06.99 №1005: перечень товаров без рентного сбора.

Наряду с общим порядком существует и специальный порядок =>

Нетарифное регулирование. Квотирование, лицензирование, установление миним. и максим. цен внешеторг. контрактов, установление гос. монополии, экспортный контроль и запреты экспорта и импорта, исходя из нац. интересов.

Наиболее часто применяются квотирование, лицензирование и регистрация внешеторг. контрактов.

Квотирование -- установление нормативных, количеств. показателей, характеризующих долю в экспортн. и импортн. операциях и определяемых или для конкр. участника операции, опред. товаров, опред. страны.

Лицензирование -- выдача разрешений на ввоз-вывоз товаров.

Назначение -- в целях сбалансированного развития, или ответная мера при отрицат. торговом балансе.

Пост-е СМ от 30.06.99 №1000 "О совершенствовании нетариф. регулирования внеш. торговли в РБ". Осн. направления данных мер -- определены в категории товаров, подпадающих под это регулирование:

1) товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям, утвержденным ЕС, для торговли текстильными изделиями;

2) то же по лицензиям МИДа;

3) то же, но относительно импорта;

4) то же, но при экспорте, регистрируемом в МИДе;

5) то же, но при импорте, регистрируемом в МИДе;

6) товары, вывоз за пределы которых осуществляется при условии регистрации в обл. и Мингорисполкомах. Этот пункт заслуживает особого внимания, т.к. это нарушение Тамож. союза.

Условия осуществления бартерных контрактов с товарами 1, 2, 4, 6 категорий. Общий порядок -- встречная поставка не д. превышать 20% суммы сделки. СМ утверждает перечни товаров, по которым разрешается неогранич. встречная поставка.

Порядок выдачи лицензий -- самост.

Лицензирование отдельн. видов ВЭД. Как таковая не лицензируется, как вид деятельности лицензируется только междун. туризм (Мин-во спорта).

Экспортный контроль. З-н от 6.01.98 "Об эксп. контроле". Эксп. контроль -- установление и осуществление разрешит. порядка ввоза на территорию, исполнения транзита и вывоза за ее пределы объекта эксп. контроля в целях обеспечения нац. безопасности и выполнения между. обязательств РБ.

Объекты эксп. контроля -- товары, технологии, услуги, предусматриваемые междун. договорами, касающимися междун. и нац. безопасности; товары, технологии, услуги, которые м.б. использованы для создания хим. и бактериологического оружия; товары, технологии, услуги, связанные с ядерным циклом и производством ядерных материалов; товары, технологии, услуги, которые м.б. использованы для доставки средств массового поражения; само такое оружие; товары, технологии, услуги двойного назначения; товары, технологии, услуги военного назначения.

Порядок осуществления эксп. контроля заключается как в лицензировании ввоза-вывоза объектов, так и в контроле за использованием указ. товаров. Орган лицензирования -- МИД.

Ограничение экспорта-импорта (см. пост-е СМ от 10.01.98 №27 "О совершенствовании гос. контроля…").

Валютное регулирование. Общий порядок проведения валют. операций:

n пост-е Верх. Совета от 20.03.92 №1538;

n пол-е Нац. банка от 1.08.96 "О порядке проведения валют. операций" №768.

Специальное направление валют. регулирования:

1. порядок осуществления валют. операций связан с осуществлением внешнеторг. сделок;

2. правовое регулирование порядка формирования и использования системы валют. фондов.

Базовый документ -- Указ №7 от 4.01.2000 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторг. операций. Во исполнение Указа -- пост-е от 16.01.2000 №2 ГТК "О порядке осуществления валют. контроля тамож. органами".

Осн. направления валют. регулирования, связанные с осуществлением внешнеторг. сделок:

1) определены органы, осуществляющие контроль за проведением валют. операций. Перечень в п.2 Указа: Комитет гос. контроля, тамож. органы, банки (фин. агенты валют. контроля);

2) установлен порядок проведения валют. операций; обеспечение обязательного поступления денежных средств от экспорта только на счета только экспортеров;

3) осуществление расчетов по внутр. договорам только через уполномоч. банки; обязательное осуществление расчетов по внутр. импортным договорам только со счетов импортеров;

4) запрет расчетов в нац. валюте РБ между резидентами в оплату обязательств по экспорту товаров, работ, услуг;

5) обеспечение соблюдения сроков поступления валют. выручки, а равно получение товаров по импортным товарам. Субъекты обязаны оплатить по экспорту не позднее 60 календарных дней с даты отгрузки товаров, а если товар поставлен за пределы европейской территории -- 90 дней.

6) обеспечение выполнения работ, оказания услуг по импорту не позднее 60 календарных дней с даты осуществления платежа по ним;

7) определена форма валют. контроля -- декларация, паспорт сделки. Дополнительно к ней введена еще одна форма -- когда не проведена еще тамож. оценка (сдача товаров субъекту….), в тамож. органы представляется статистическая декларация. Искл. -- когда общая стоимость перемещенных товаров не превышает 200 евро (декларация не представляется).

Порядок оформления и представления паспорта сделки обязателен по каждому внешнеторг. контракту, который предусматривает экспорт-импорт товаров, включая и операции со странами-членами Тамож. союза. Искл. -- если стоимость меньше или равно 200 евро.

Процедура:

1. оформление по каждой сделке;

2. до представления в тамож. органы паспорта сделки он д.б. заверен в банке, в котором обслуживается.

3. перед тамож оформлением товаров представляется паспорт сделки в там. орган.

Паспорт сделки отличается от груз. тамож. декларации:

1) оформляется на каждую отправку, а декларация на каждый контракт;

2) если груз. тамож. декларация - форма тамож. регулирования, то паспорт сделки - валют. регулирование;

3) если декларация представляется тамож. органу, то паспорт визируется в уполномоченном банке.

Санкции за нарушения (основания):

1. несанкционированное нарушение сроков внешнеторг. операций;

2. продажа нерезиденту Республики Беларусь товаров, оплаченных юридич. лицлм или индив. предпринимателем иностран. валютой, купленной на внутр. валют. рынке;

3. превышение суммы перечисленных денеж. средств по импорту по сравнению с договорной стоимостью получен. товара;

4. экспорт товаров, оплаченных белор. рублями за нерезидента;

5. несанкционированное распоряжение ден. средствами от экспорта товаров без зачисления на свой счет;

6. несанкционированное перечисление ден. средств со своего счета для оплаты за товары по импорту, если импортером является другое лицо;

7. предоставление недостоверных сведений при оформлении разрешительных документов;

8. несанкционированное использование иностр. валюты или цен. бумаг, номинированных в иностр. валюте, в расчетах между нерезидентами Республики Беларусь;

9. непредоставление или несвоевременное предоставление экспортеру в обслуживающий его банк документов,подтвержающих основание ден. средств по договору;

10. представление импортером в обслуживающий банк недостоверных операций по внешнеторг. д-ру.

Порядок формирования и использования системы валют. фондов. Это регулируется:

Указ от 2.06.97 №311 "О совершенствовании порядка обязательной продажи иностр. валюты".

Закон "О предприятиях" ст.82: валют. выручка зачисляется на валют. счета предприятия и используется им самостоятельно. Возможны валют. отчисления после вычета затрат из валют. средств. Ставки -- в законод. актах Республики Беларусь. Иные изъятия из валют. средств запрещены.

Указ:

1) устанавливает обязанность всех белор. юрид. лиц, индивид. предпринимателей продавать на торгах Белор. валютной фондовой биржи 30% средств в СКВ и белор. рублях, поступивших на счета белор. и иностр. банков. С 1 марта по 30 марта 2000 г. установлена доп. обязанность продавать 10% этих средств для последующей продажи Белнефтехиму. Продажа валют. средств по офиц. курсу Нацбанка -- противоречие.

2) продажа данных валют. средств должна быть в течение 5 раб. дней с даты поступления их на счета.

Не подлежит обязат. продаже:

а) иностр. валюта, полученная от экспорта работ, услуг собственного производства предприятиями с иностр. инвестициями, в уставном фонде которых доля иностр. участников больше 30%.

Условия:

n ненарушение предприятиями с иностр. инвестициями порядка формирования устав. фонда;

n подтверждение того, что осуществляемые им работы являются продукцией собственного производства.

б) валюта приобретенная на внутр. валют. рынке;

в) иностр. валюта, поступившая в качестве вклада в устав. фонды предприятий с иностр. инвестициями, в которых доля иностр. участников более 30% + устав. фонды банков от резидентов Республики Беларусь.

Исключение-- предприятия с иностр. инвестициями, зарегистрированные до 25.01.96, если в них доля иностр. участника не более 30%.

г) валюта в виде привлечения средств (кредитный заем);

д) валюта, поступившая в виде возврата кредита (займ);

е) валюта, поступившая на благотворительные цели, если используется по назначению;

ж) валюта респ. фонда взаимопонимания и примирения;

з) валюта энергогаза и энергоснабжающих организаций от резидентов Республики Беларусь в счет платежей за газ, электро- или теплоэнергию в пределах средств в иностр. валюте, использованных этими органами на приобретение нефтепродуктов;

и) валюта, поступившая на счета субъектов хозяйствования за счет экспорта собственной продукции и направляемая ими в течение 5 дней?;

к) валюта, поступившая на счета субъектов хозяйствования Республики Беларусь и подлежащая перечислению нерезидентом Республики Беларусь в ходе выполнения первыми посреднических функций по договорам поручения и комиссии;

л) валюта, поступившая на счета субъектов хозяйствования от нерезидентов Республики Беларусь в целях ее аккумулирования для осуществления совместной деятельности.

Основания для санкций.:

n несвоевременная продажа иностр. валюты;

n необоснованное занижение суммы валют. средств, подлежащих обязательной продаже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: