Привлечение иностранных инвестиций

14.10.91 -- з-н "Об иностр. инвестициях".

Пост-е СМ от 24.02.92 №97 "Об особенностях создания…………".

З-н от 7.12.98 "О СЭЗ".

З-н "Об инвестиц. деятельности в РБ".

Понятие и классификация иност. инвестиций:

1. в зависимости от субъекта инвестирования:

1) частные;

2) государственные (регулируются двусторонними соглашениями).

2. по содержанию:

1) ссудные (предоставление займа на опред. длит. срок);

2) предпринимательские (путем вложения капитала в субъекты хозяйствования, создание филиалов, операции на фондовых рынках, покупка концессий). Они м.б.:

n прямые (это инвестиции, обеспечивающие контроль инвесторов за деятельностью субъектов хоз-я, а равно приобретение концессий);

n портфельные (путем вложения капиталов без приобретения контрольного пакета, операции на фондовом рынке).

Приказ Мингосимущества……………., которым определен контрольный пакет акций, как 50% акций. Этот Приказ противоречит и себе и другим. 50% + 1% -- и предприятие фактически ваше.

Определение правового режима иностр. инвестиций, порядка и сферы помещения капитала, порядка налогообложения, условия перевода прибыли и капитала, льготы и гарантии инвесторам, ограничение в ряде отраслей экономики, порядок разрешения экон. споров -- минимально необходимый перечень в инвестиц. зак-ве.

Выделяют обыкновенный (нац.) режим и привилегированный режим. Нац. режим не м.б. менее благоприятным, чем соотв. режим для имущества, имущ. прав, инвестиц. деятельности инвестора страны-реципиента (ст.34 з-на "Об иностр. инвестициях").

Привилегированный режим -- закрепление дополнительных налоговых и иных льгот при помещении инвестиций в опред. отрасли экономики или в опред. территории.

Практика свидетельствует о срочности установления льгот. Предоставление льгот означает, что никакой новый нормат. акт не ухудшит правового положения (мораторий). Инвестор вместе с тем м. требовать установления льгот, установленных более поздним з-ном (ст.34 з-на "Об иностр. инвестициях") -- мораторий на 5 лет.

Гарантии -- важный элемент. Общепризнанными являются гарантии возможности перевода прибыли, стабильность, компенсация в случае национализации.

Декабрь 1974 ООН -- Хартия экон. прав и обязанностей гос-в. Было признано право каждой страны на национализацию имущества частных инвесторов -- проявление суверенитета. Регулирование иностр. капитала относится ко внутренней компетенции гос-ва. При национализации имущества гос-вом д. решаться вопрос о справедливой компенсации (полное возмещение убытков в валюте по желанию инвестора).

Гос-ва м. в двусторонних соглашениях запретить национализацию. 2-ой возможный выход -- это определение в зак-ве форм, методов и способов справедливой компенсации.

Ст.35 з-на "Об иностр. инвестициях" -- гарантии от принудит. отчуждений. Иностр. инвестиции на территории РБ не м.б. национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены или взяты или аналогич. действия, кроме как по приговору (решению суда), а также по мотивам общественной необходимости в случае………………… и др. обстоятельств, носящих стихийный характер, при соблюдении порядка возмещения полной стоимости имущества.

Минус этот статьи -- при отсутствии в гос-ве надлежащего механизма национализации таким решением м.б. решения Верх. Суда, Высш. хоз. суда.

Также в любой случае инфляция и экон. нужда, включая дефицит бюджета, не считается достаточным мотивом изъятия.

Декрет №40 --!

Своевременное и полное компенсирование -- адекватно и эффективно. Адекватность компенсации означает, что она д.б. равной фактической стоимости принудительно отчуждаемых инвестиций на момент, непосредственно предшествующий принудительному отчуждению или публичному объявлению в зависимости от тог, что из них было ранее, также выплачивается с включением процентов, исчисленных согласно курсу валюты на LIBOR (Лондон) за период с даты отчуждения до даты выплаты компенсации.

Эффективность компенсации означает, что она м.б. переведена за границу без взимания налогов и т.п. Убытки, причиненные инвестору, возмещаются органом, принявшим решение. При недостаточности средств у гос. органа, убытки компенсируются из местного или респ. бюджета. Подсчет фактических убытков основывается на оценке, произведенной независимым экспертом, назначенным совместным соглашением инвестора и гос. органа. В случае разногласия назначение осуществляется судом. Компенсация определяется и выплачивается в валюте, в которой были произведены первоначальные инвестиции, а если в натуре -- в любой валюте по выбору инвестора.

В РБ иностр. инвестициями признаются вложенные иностр. инвесторами фин. и матер. средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущество, интел. собственность субъектам РБ с целью получения дохода или достижения социального эффекта.

Иностр. инвесторы -- иностр. гос-ва, объединения, междун. организации, иностр. ЮЛ и ФЛ, граждане РБ, постоянно проживающие за границей.

Формы иностр. инвестиций:

1) долевое участие (СП),

2) полностью принадлежащее (ИП),

3) приобретение акций, ценных бумаг,

4) приобретение прав пользования землей,

5) иные формы, напр., СЭЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: