Тема 1.1. Система мирохозяйственных связей и внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь

Понятие системы мирохозяйственных связей как основы ВЭД.

Современные тенденции и особенности их развития.

Понятие и сущность ВЭД. Внешнеэкономические связи.

Понятие и сущность валютных отношений.

Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь и ее место в мировом хозяйстве.

Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.

Внешнеэкономические связи – торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.

Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества.

Одной из основных особенностей современного этапа экономического развития является чрезвычайно быстрый рост международной торговли научно-техническими знаниями, результатами производственно-технического сотрудничества, а также быстрый рост торговли услугами, такими как аренда (лизинг), международный туризм, инженерно-консультационные, информационные услуги и т.д.

Внешнеэкономическая деятельность – это практическое осуществление хозяйствующими субъектами одного государства экономических связей с хозяйствующими субъектами других государств.

Сфера внешнеэкономической деятельности определяется внешнеэкономической политикой. Внешнеэкономическая политика – политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Проводя внешнеэкономическую политику, государство призвано, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия на внутреннем рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во-вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимулировать вывоз товаров национального производства. Основными средствами осуществления внешнеэкономической политики являются таможенная система и нетарифные барьеры, регулирование движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли ценными бумагами и др.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и многовекторному сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государственных органов власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.).

В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей. Во втором случае внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении различных договоров гражданского права.

Отношения Республики Беларусь с другими государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Беларусь, а также недискриминации и взаимной выгоды.

Республика Беларусь может учреждать свои представительства за рубежом на основе международных договоров. Одновременно с этим предусматривается возможность открытия в республике представительств иностранных государств, предприятий, других юридических лиц по торгово-экономическим вопросам, а также совместных предприятий, международных объединений и организаций. Субъекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь имеют право участвовать в совместных предприятиях, международных объединениях и организациях на территории иностранных государств и осуществлять производственную, научно-производственную и иную хозяйственную деятельность на их территории в соответствии с законодательством Республики Беларусь и этих государств, а также международными договорами Беларуси.

В мировой практике применяются самые разные формы экономического сотрудничества государства и всех его субъектов с зарубежными странами, фирмами, банками. Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в следующих формах:

1. Внешняя торговля

2. Совместные и иностранные предприятия на территории Республики Беларусь

3. Совместные и иностранные предприятия за рубежом

4. Научно-техническое сотрудничество (обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ)

5. Технико-экономическое сотрудничество (содействие в области промышленного и гражданского строительства, предоставление услуг инженерно-технического характера)

6. Международный туризм

7. Сотрудничество в свободных экономических зонах

8. Сотрудничество в банковской сфере

9. Подрядное сотрудничество

10. Аренда, включая лизинг

11. Международные объединения и организации

12. Привлечение иностранной рабочей силы

13. Производственное кооперирование

14. Сотрудничество на компенсационной основе

15. Финансово-промышленные группы

16. Прибрежная и приграничная торговля

17. Другие формы экономического сотрудничества (ассоциации, торговые дома, биржи, торги и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: