Выделение операций по торговле правами интеллектуальной соб-ственности в самостоятельную группу связано с тем, что они могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность.
Как показывает международный опыт, экономический рост промышленно развитых стран на 80–95 %обеспечен уровнем научно-технического развития, значительными расходами на НИОКР и эффективностью использования интеллектуального продукта. Наиболее широкое определение интеллектуальной собственности дает Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая 14 июля 1967 года в Стокгольме. Статья 2 Конвенции включает в понятие интеллектуальной собственности «все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, литературной и художественной областях».
Объектами права интеллектуальной собственности в соответствии с положениями Конвенции являются:
• литературные, художественные произведения и научные труды;
• исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
• изобретения во всех областях человеческой деятельности;
• научные открытия;
• промышленные образцы;
• товарные знаки, знаки обслуживания, символы, буквы и цифры наименования и обозначения.
Операции по торговле правами интеллектуальной собственности подразделяются на операции, связанные с предоставлением:
• во-первых, права на использование изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, географических названий, интегральных микросхем;
• во-вторых, технических знаний, опыта, чертежей, инструкций, различного информационного материала, объединяемые понятием. ноу-хау.
В основу такого деления положена правовая охрана передачи на-учно-технических достижений. Она распространяется лишь на первую группу и согласно международной практике осуществляется в форме патента.
Патент – это документ, выданный государственным органом и закрепляющий за лицом, которому принадлежит изобретение, исключительное право на изготовление, использование, продажу или предложение продажи новых технологий, изделий, веществ, товарных знаков, промышленных образцов. Патентуемое изобретение соответствует определенным требованиям: предполагает новое техническое решение, отличается новизной, высоким изобретательским уровнем и практической применимостью.
Товарный знак – это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм.
Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы, буквы и цифры. Часто их называют просто марками.
Промышленный образец – художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия.
Операции по продаже лицензии состоят в предоставлении одной стороной (лицензиаром) другой стороне (лицензиату) права на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующееся патентной защитой или не патентуемого ноу-хау в течение согласованного срока за определенное вознаграждение.
Существует два вида лицензий:
1. Чистые лицензии, предполагающие, что научные знания явля-ются самостоятельным предметом торговли.
2. Сопутствующие лицензии, включающиеся как составная часть в общий внешнеторговый договор, например, купли-продажи оборудования или строительства и реконструкции за рубежом промышленных объектов.
Лицензионное соглашение – это соглашение о возмездном предоставлении лицензиаром (обладателем, продавцом патента) прав практического использования результатов интеллектуальной собственности лицензиату (покупателю прав). Коммерческое содержание лицензионного соглашения по существу сводится к определению условий использования прав собственности лицензиара и установлению размеров платежей за такое использование со стороны лицензиата.
Цена лицензии в отличие от цен на товары формируется на базе оценки возможной прибыли, получаемой от использования права производить продукцию в результате внедрения изобретения или ноу-хау. Расчетная цена лицензии (Цр) может быть определена по формуле
,
где В i – среднегодовой выпуск продукции за весь срок действия соглашения, шт.;
Пр – прибыль с единицы продукции (в рублях), определяется как разница между средней продажной ценой единицы продукции за весь срок действия лицензионного соглашения и себестоимости единицы продукции, руб.;
Д – доля продавца в прибыли покупателя, %.
В зависимости от возможной прибыли стороны решают вопрос, в какой пропорции она будет распределена между лицензиатом и лицензиаром.
Различают три вида платежей:
1. Роялти – это периодические текущие отчисления, которые устанавливаются в виде фиксированных ставок в процентах и выплачиваются через согласованные промежутки времени или к определенной дате. Роялти могут начисляться в согласованных пропорциях к следующим показателям:
· общей прибыли лицензиата;
· дополнительной прибыли лицензиата от использования лицензии;
· общей стоимости продукции, произведенной по лицензии;
· в виде процентов к цене или себестоимости продукции и др.
2. Паушальный платеж, устанавливаемый как твердо зафиксированная сумма, не подлежащая изменению в течение всего срока погашения. Как правило, паушальный платеж выплачивается единовременно авансом, но может также выплачиваться по частям. Он является более надежным, чем роялти, так как его удобнее гарантировать общепринятыми способами, в том числе путем акцепта, выписанных лицензиаром тратт или переводных векселей. В этом случае осуществление платежа не связано с производственной и коммерческой деятельностью лицензиата и не несет рисков деятельно-сти на этапе освоения производства лицензионной продукции.
3. Комбинированный платеж, сочетающий наличие твердо зафиксированной паушальной стоимости и роялти. Применяется, когда продажа лицензии сопутствует поставке оборудования и предоставлению инженерно-технических и эксплуатационных услуг.
Редко, но встречается, когда лицензионное вознаграждение устанавливается в виде передачи лицензиатом его акций или других ценных бумаг, допускающих участие лицензиара в структуре капитала лицензиата, что напрямую не связано с освоением лицензии.