Федор Николаевич Глинка родился 8 июня 1786 года в селе Сутоки Духовщинского уезда Смоленской губернии в старинной, хотя и небогатой дворянской семье. В 1798 году Федор Глинка был отправлен на учебу в Первый кадетский корпус в Петербурге. Это помогло ему стать хорошим офицером: выпущенный в 1803 году прапорщиком в Апшеронский пехотный полк (стоявший около Ровно), Глинка привлек внимание знаменитого суворовского генерала М.А. Милорадовича и в качестве его адъютанта принял боевое крещение в войне с Наполеоном в 1805-1807 годы.
Уже в армии Федор Глинка неожиданно обнаружил в себе тягу к сочинительству. Выйдя осенью 1806 года, после окончания активных военных действий, в отставку и поселившись в родовом имении, он неожиданно начал заниматься литературой. Дебютировал он прозой: в 1808 году в Москве вышла его книга «Письма русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии, с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 году». Это был, по существу, дневник его «походных» впечатлений.
|
|
«Письма русского офицера...» имели успех и впоследствии стали дополняться новыми и новыми главами, посвященными «мирным» и «немирным» ощущениям автора.[1]
Начавшуюся войну с Наполеоном Ф.Глинка встретил в своем смоленском имении, неподалеку от границы (оно сгорело уже в первые недели войны). Получив личный вызов от графа Милорадовича, отставной поручик поспешил вслед за отступающей армией, но присоединиться к своему генералу смог лишь в Тарутинском лагере осенью 1812 года. А до этого простым волонтером, без мундира и документов, он прошел и сражение под Смоленском, и Бородинскую битву. Зачисленный, наконец, в адъютанты к Милорадовичу, он участвовал во всех боевых действиях в первых рядах наступающей армии — от Малоярославца до Парижа. Войну он закончил капитаном и кавалером многих орденов: золотое оружие «За храбрость», Владимирский и Аннинский кресты, прусский орден «За военные заслуги», Баденский орден и т.д.
Пик литературной славы Глинки оказался связан именно с этой кровавой и великой войной. В 1815—1816 годы вышли — в восьми объемистых томах — новые «Письма русского офицера...», посвященные описанию этих же важнейших национальных событий. В них «военная проза» Глинки предстала уже во вполне сформировавшемся виде. Кроме собственно «походных» записок, в книге можно найти и описания европейских картинных галерей и крестьянских домов в России и Европе, древних замков и новейших фабрик. Все это предстает не в восприятии стороннего наблюдателя, а в глазах деятеля — русского офицера, центральной культурной данности эпохи наполеоновских войн. Глинка размышляет о войне и мире, бедности и богатстве, свободе и рабстве, о совершенствовании общественной нравственности и о государственном устройстве, постоянно меняя угол зрения, поверяя Россию европейскими мерками — и наоборот... В «Письмах...» очень своеобразно, но глубоко продуманно совмещаются лирические описания и воинские рапорты, анекдоты и философские размышления, бытовые «картинки» и деловое письмо.
|
|
Многие страницы «Писем русского офицера...» стали классикой — в особенности страницы, посвященные Бородинскому сражению. Именно по книге Глинки его «восстанавливали» и Лермонтов, и Лев Толстой.
Не случайно В.А. Жуковский восторженно поименовал автора «Писем...» «Ксенофонтом Бородина».
Отечественная война 1812 года показала передовым людям России, какие богатейшие дарования и какую титаническую силу таит в себе русский народ и как далек он в условиях крепостного права от возможности раскрыть эти дарования.
Все эти наблюдения и размышления над судьбами родины и народа не могли не привести Глинку к выводу о необходимости борьбы за переустройство страны, о необходимости ликвидации или смягчения крепостного права, резко тормозившее национальное развитие России.
Будучи масоном ложи «Избранного Михаила», Глинка познакомился с двоюродным племянником выдающегося русского просветителя XVIII столетия Н. И. Новикова — М. Н. Новиковым, являвшимся уже в то время членом «Союза спасения». Частые беседы между ними дали возможность Новикову убедиться в единстве взглядов Ф. Н. Глинки с его собственными взглядами и придти к решению о необходимости вовлечь его в общество. [2]
М. Н. Новиков сообщил Глинке название общества и ряд его членов — «весьма почтенных и лучших фамилий молодых людей». Ф. Н. Глинка не замедлил дать согласие о вступлении в общество и вскоре после оформления был познакомлен с Н. Муравьевым, С. Трубецким и др. членами тайной революционной организации. Так, с осени 1816 г. Ф. Глинка оказался членом «Союза спасения».
К этому времени Глинка был широко известным в литературе человеком и достаточно известным в военной среде. Его высокая образованность, исключительная эрудированность, его тесная связь со многими аристократическими салонами Петербурга, наконец, его должностное положение и чин полковника позволили ему за короткое время приобрести в обществе значительный политический вес и стать одним из активных его деятелей.
С распадом «Союза спасения» Ф. Н. Глинка, как и большинство других членов первого тайного общества, вступил во вновь образовавшуюся организацию — «Союз благоденствия». В «Союзе благоденствия» он был вместе с князьями Трубецким. Долгоруковым и графом Толстым—одним из председателей и блюстителей коренного совета — главного руководящего органа союза. Заседания коренного совета в подавляющем своем большинстве происходили на квартире Федора Глинки, которая превратилась, по существу, в штаб тайного общества.
Практическая деятельность Глинки в первых тайных обществах выражалась главным образом в пропаганде политических взглядов декабристов. Эта пропаганда велась среди друзей и знакомых, в легальных общественных организациях и в легальных органах печати.
Настойчивая борьба Глинки с жестокостью помещиков, взяточничеством чиновников, продажностью суда, со всякого рода притеснениями «мелких людей», начата была им еще в бытность его в «Союзе спасения», но с еще большей активностью она продолжалась в «Союзе благоденствия». Пользуясь своим служебным положением и близостью к генерал-губернатору Милорадовичу, он старался не пропустить ни одного случая, чтобы не вывести на чистую воду какого-либо взяточника — чиновника вымогателя-судью, жестокого помещика. Глинка рассказывает, например, о том, как он освободил из дома сумасшедших находившегося в здравом рассудке крепостного крестьянина, сидевшего уже там в течение нескольких месяцев по воле своего помещика, как он добился освобождения многих невинно осужденных лиц из тюрьмы, вернул несколько лиц таких же невинных из ссылки и каторги.
|
|
Само собой разумеется, что борьба Глинки с вопиющей общественной неправдой, с притеснением «мелких людей» и злоупотреблением своей властью чиновниками не была его личным индивидуальным желанием, оторванным от программы общества. Она целиком и полностью вытекала из задач «Союза благоденствия», устав которого обязывал членов союза избрать себе какие-либо административные и выборные должности и использовать их для борьбы за правосудие и справедливость.
Вполне импонировала программе «Союза благоденствия» и другая область деятельности Глинки — широкая пропаганда декабристских взглядов в Вольном обществе любителей российской словесности, где с 1819 года и до момента выступления декабристов на Сенатской площади он занимал должность председателя общества. Одной из задач союза являлось создание легальных организаций и овладение с помощью этих организаций «общественным мнением». Подобно французским просветителям XVIII века декабристы считали, что «миром правят мнения» и что «общественное мнение» есть главный двигатель истории, решающая сила в преобразовании России.
Общество любителей российской словесности являлось в тот период поистине центром декабристского литературного движения, центром, связанным сначала с «Союзом благоденствия», а позже с Северным обществом. Через это общество, существовавшее легально, идеи декабристов просачивались в "среду писателей, поэтов, публицистов, критиков, а через них в русскую литературу. Таким образом, через указанное литературное общество и через другие подобные общества декабристы влияли на развитие русской литературы. Федор Глинка показал себя на поприще руководства литературным движением прекрасным организатором и руководителем, замечательным проводником декабристских идей в русскую художественную литературу и публицистику. Глинка был хорошо знаком с Пушкиным и на примере его творчества, его политической поэзии видел, какое благотворное влияние могут оказать декабристы на писательскую среду и русскую литературу.
|
|
По своим политическим взглядам Ф. Н. Глинка принадлежал к правому, умеренному крылу декабристов. Его идеалом была конституционная монархия, убежденным сторонником которой он был в течение всей своей жизни.
Умеренных позиций он придерживался и на московском съезде членов «Союза благоденствия» в 1821 году. Его сообщение, что «Союз благоденствия» правительством раскрыт и что за ним ведется наблюдение, и послужило последним поводом к ликвидации общества.
После распада «Союза благоденствия» Глинка отошел от общества и уже не проявлял той активности, которая была свойственна ему в первый период декабристского движения. Правда, он был в курсе почти всех дел, происходивших в Северном обществе, но участником их он не являлся.
Через три месяца после выступления декабристов на Сенатской площади, 11 марта 1826 г., Глинка был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Начались многократные допросы Верховной следственной комиссии.
Несмотря на коварные, иезуитские методы следствия, применявшиеся Николаем и его комиссией, Глинке удалось многое скрыть. По окончании допросов Глинка был вызван к Николаю, который ему заявил: «Глинка, ты совершенно чист, но все-таки тебе надо окончательно очиститься».
В июне 1826 г. он был отставлен от военной службы и сослан в город Петрозаводск Оленецкой губернии под тайный надзор полиции. Глинка и здесь не оставлял своего литературного творчества. Он написал в те годы две поэмы: «Дева карельских лесов» и «Карелия». Поэма «Карелия» получила хорошую оценку Пушкина, увидевшего в ней оригинальность творчества поэта, свежие яркие картины карельской природы и быта.
Дальнейшая жизнь и служба Глинки протекали в Тверской и Орловской губерниях, где он служил в должности советника губернского правления. В 1835 году Глинка вышел в отставку и жил некоторое время в Москве, затем в Петербурге, а позже переехал на постоянное жительство в Тверь.
Идеалы декабризма, даже в умеренном виде остались далеко позади. Это был естественный процесс эволюции человека, отличавшегося наибольшей половинчатостью, и ограниченностью в своей деятельности в тайном обществе.
Умер Глинка в Твери, в 1880 г., в возрасте 94 лет.