Иван Дмитриевич Якушкин (1793-1857)

И. Д. Якушкин происходит из старинного польского рода Якушевских. Родился Иван Дмитриевич в 1793 году. Сначала Якушкин воспиты­вался дома, с 1808 года — в пансионе профессора Москов­ского университета. Зачисленный в число студентов Московского университета на словесный факультет в том же, 1808 году, юный Якушкин слушал лекции по теории словесности и по международному праву. Сведе­ния об университетской жизни И. Д. Якушкина скудны. Известно, что он был знаком и даже дружен с А. С. Грибоедовым. Современники высказывают предположение, что именно И. Д. Якуш­кин послужил прототипом Чацкого в комедии «Горе от ума». Из университетского формулярного списка узнаем: «По-россий­ски и по-французски читать и писать умеет, географии, ма­тематике и истории знает».[3]

С самом конце 1811 года И. Д. Якушкин поступил подпра­порщиком в лейб-гвардии гусарский Семеновский полк. Оцени­вая Отечественную войну 1812 года.

О жизни Якушкина в армии свидетельствует лучше дру­гих источников его дневник, вернее, отрывки из него, сохра­нившиеся в семейном архиве. Они относятся к начатому 9 мар­та 1812 года походу лейб-гвардии Семеновского полка кгра­нице, навстречу уже продвигавшейся армии Наполеона. Лица, упомянутые в дневнике, товарищи Якушкина по походу к за­падной границе России Матвей Иванович Муравьев-Апостол, братья Михаил и Петр Чаадаевы, князь И. Д. Щербатов, князь С. П. Трубецкой составляют узкую дружескую группу в даль­нейшем возможных членов тайного общества.

С развитием военных действий Якушкин участвовал в сра­жениях при Бородине, Тарутине, Малоярославце, а за преде­лами России — при Люцене, под Кульмом и Лейпцигом. Вме­сте с Семеновским полком вступил в Париж.

Посленаполеоновской Европе посвящено несколько докумен­тов, принадлежащих перу Якушкина. Прежде всего, обращает на себя внимание «План статьи о Французской революции и Наполеоне», датированный августом 1814 года. Это набросок по живим следам отшумевших военных и политических со­бытий. Сопоставляя его со свидетельствами о тех же событиях в «Записках», обнаруживаем и становление, и эволюцию по­литических воззрений Якушкина.

В работе «Отечественные доблести 1812 года Якушкин сделал выводы, к которым привело будущего декабриста его наблюде­ние за героической борьбой русского солдата, за мужествен­ным поведением в ходе войны русского народа, который высту­пил в 1812 г. как истинный патриот своей родины, глубоко осознавший опасность, которую ей несли наполеоновские захват­чики и поработители, и принимавший все меры, какие он только могпринять, для изгнания их с русской земли:

«Война 1812 г., — пишет Якушкин, — пробудила народ рус­ский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании. Все распоряжения и усилия правительства бы­ли бы недостаточны, чтобы изгнать вторгшихся в Россию галлов и с ними двунадесять языцы, если бы народ по-прежнему остался в оцепенении. Не по распоряжению начальства жители при приближении французов удалялись в леса и болота, остав­ляя свои жилища на сожжение. Не по распоряжению началь­ства выступило все народонаселение Москвы вместе с армией из древней столицы. По Рязанской дороге, направо и налево поле было покрыто пестрой толпой, и мне теперь еще помнятся слова шедшего около меня солдата: «Ну, слава богу, вся Рос­сия в поход пошла!» В рядах даже между солдатами не было уже бессмысленных орудий: каждый чувствовал, что он призван содействовать в великом деле».[4]

Наблюдения за жизнью русской крепостной деревни и крепостного города, университетские лекции и осо­бенно университетская вольнолюбивая студенческая среда, про­изведения русских и французских просветителей XVIII в., Оте­чественная война 1812 года и заграничные походы — таковы те источники, которые питали вольнолюбивые взгляды Якушкина и формировали его революционное мировоззрение. Они за­ставляли передовую молодежь задумываться над судьбами Ро­дины, где томились в крепостной неволе миллионы людей и тол­кали ее к мужественной борьбе за свободу. Родина, находив­шаяся на стадии перелома, на стадии перехода от старых фео­дально-крепостнических форм общественной жизни к новым, буржуазным формам, стала в центре внимания будущих декаб­ристов.

«Вольнодумные» беседы передовых офицеров о «главные язвах Отечества» были той идейной почвой, на которой вырос­ли тайные революционные организации декабристов в России.

Первое тайное общество декабристов, созданное по инициативе шести патриотически и вольнолюбиво настроенных офицеров — активных участников Отечественной войны, возникло в феврале 1816 г. Оно называлось вначале «Союзом спасения», затем, с принятием устава — «Союзом истинных и верных сынов Отечества».

И. Д. Якушкин являлся одним из шести учредителей этого Союза. «Я был один из тех, которые тайное общество составить предложили», — заявил Якушкин на следствии.[5]

«Союз спасения» поставил перед собой двоякую цель: введение в России представительного правления в форме конститу­ционной монархии и уничтожение крепостного права. «Намерение общества, — указывал Якушкин на следствии,— было сблизить дворянство с крестьянами и стараться первых уклонить к освобождению последних. Сверх того, распростра­нить все сословия в государстве к представительному правле­нию». «Главная цель оставалась всегда одна — приготовить государство к представительному правлению».

Якушкин, как и остальные члены общества, принял эти программные требования без малейших колебаний. Он считал, что без осуществления этих требований и особенно требования ликвидации крепостного права, дальнейшее существование и развитие России невозможно.

«Крепостное состояние людей, — заявлял он на следст­вии, — представилось мне как единственная преграда сближения всех сословий и вместе с ним общественному образованию России».

Эта мысль выражала общее настроение всех участников первого тайного общества.

Якушкин принадлежал в союзе к той его революционной группе, которая в интересах победы не останавливалась перед необходимостью применения насилия вплоть до цареубийства, перед необходимостью государственного переворота, чтобы за­ставить правительство согласиться на замену единовластия представительным правлением.

В июне 1816 года Якушкин перевелся из гвардии в армию. «Союз спасения» недолго после этого существовал. В 1818 г. он распался, не добившись единства в методах достижения це­ли. Вскоре после его распада в Москве возникла но­вая тайная организация, в состав которой вошло большинство членов «Союза спасения». Этой организацией являлся «Союз благоденствия».

По поучению Союза благоденствия в 1820 году Якушкин ездил на Юг во 2-ю армию для подготовки Съезда декабристов, где встречался с П. И. Пестелем, А. С. Пуш­киным. Ему поручалось создать Смоленскую управу тай­ного общества, куда он привлек П. П. Пассека и П. Я. Чаадаева.

Вскоре после ликвидации «Союза благоденствия» образовались новые тайные организации, вошедшие в историю под именем Северного и Южного общества декабристов. Так начался новый этап в истории декабристского движения.

Что касается Смоленского центра, то организовать его Якушкину не удалось. Этому помешали три обстоятельства:

1) усложнение деятельности декабристов по вовлечению в общество в связи с выходом царского рескрипта о запрещении тайных обществ, расширение в стране шпионов;

2) отсутствие практической помощи смоленскому ядру декабристов со стороны Северного общества, имевшего опыт и традиции по созданию подобных обществ;

3) уход Якушкина в личную жизнь и увлечение им хозяйственными вопросами своего имения.

Таким образом, И. Д. Якушкину принадлежит одна из решающих ролей в создании и развитии первых тайных орга­низаций декабристов. Он явился одним из организаторов и активных деятелей «Союза спасения». Он принимал деятельное участие в работе «Союза благоденствия», стремясь сделать это общество более решительным, революционным и боеспособным. Ему вместе с рядом других декабристов принадлежит заслуга инициативы и организации созыва съезда «Союза благоденст­вия» в Москве, который должен был реорганизовать обществ на более революционных началах.

Однако отметить только эти стороны в деятельности Якушкина означало дать ему неполную, однобокую и поэтому неточную оценку. Якушкин проявил некоторую неустойчивость и временно ушел из общества. Он способствовал тому, чтобы на съезд в Москву в 1821 г. не попали наиболее решительные и революционные элементы, составлявшие группу П. И. Песте­ля. Он не проявил достаточно упорства и энергии в создании думы в Смоленском крае. Он почти совершенно оторвался от Северного общества и фактически не принимал в его работе никакого участия.

События, разыгравшиеся в Петербурге 14 декабря 1825 года, застали Якушкина в Москве. Московские декабристы, как и остальные жители Москвы, 15 декабря были ещё в полном неведении обо всем, что произошло на Сенатской площади. И только 17 декабря до Москвы дошло известие о восстании в Петербурге.

Якушкин пытался под­нять восстание войск Московского гарнизона в поддерж­ку восстания декабристов на Сенатской площади в Пе­тербурге, но эта попытка окончилась неудачей. Здесь со всей очевидностью проявилось бессилие декабристов, оторванных от народных масс, от армии и не создавших достаточно широкой базы внутри своего класса

Вскоре после выступления на Сенатской площади начались аресты. Якушкин стал спокойно ждать этого неминуемого дня. Он был арестован 10 января 1826 года. По характеру преступлений И.Д. Якушкин был отнесен к первому разряду государственных преступников и при­говорен «к смертной казни отсечением головы». Этот приговор был смягчен до 20 лет каторги (позже срок каторги был сокращен до 10 лет) с последующим поселением в Си­бири. Отбывал каторгу Якушкин на Нерчинских рудниках и в Петровском заводе.

В 1836 году закончился срок его заключения (в период пребывания декабристов на каторге Николаем I было издано несколько «высочайших» манифестов, сокративших им срок каторжных работ), и Якушкин был направлен в ссылку в г. Ялуторовск Тоболь­ской губернии. В Ялуторовске он организовал школу, в ко­торой получили образование 531 мальчик и 191 девочка.

Написанные Якушкиным «Записки» являются ценным источни­ком по истории движения декабристов. В 1856 г. Якушкин был амни­стирован, жил в Тверской губернии в имении друга.

«Если можно назвать кого-нибудь, кто осуществил свою жизнью цель и идею общества, то, без сомнения, его имя всегда будет на первом месте», - писал Е. Оболенский о Якушкине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: