Коммунальное управление в Германии

Опыт организации местного самоуправления в Федеративной Рес­публике Германия особо интересен для России как федеративного госу­дарства.

В ФРГ местное самоуправление защищено конституционно-пра­вовыми гарантиями трех видов.

1. Институционные гарантии, закрепленные в Конституции ФРГ
в статье 28. В ней четко определено, что в общинах «народ должен иметь
представительство, обеспечиваемое в результате всеобщих, прямых, сво­бодных, равных выборов при тайном голосовании... Общинам должно быть предоставлено право решать местные вопросы в рамках закона под собственную ответственность...».

2. Конституционно-правовые гарантии в сфере финансовых отно­шений. Они закреплены в статьях 106 и 107 Конституции ФРГ.

3. Конституционно-судебные гарантии правозащиты общин.

Согласно статье 93 Конституции ФРГ, Германия является федера­тивным государством, поэтому основная схема структуры государствен­ного управления включает в себя три независимых уровня: федераль­ное управление, земельное управление, коммунальное управление. Каждый из этих уровней имеет свой автономный и сконцентрированный круг задач. Но, несмотря на сильную децентрализацию, государственная целостность Германии не подвергается опасности. Причиной этого являются следующие пять факторов;

1) общефедеральный правопорядок;

2) регулируемая в масштабе всей федерации государственная
служба;

3) национальная структура партий;

4) общефедеральная экономическая система;

5) общефедеральное административное устройство.

Коммунальное управление подразделяется на три уровня: общин­ное, районное, надрайонное. Местное самоуправление означает выполнение местными органами возложенных на них государственных задач под собственную ответственность.

Действующие в Германии организационные устройства общин основаны на четырех типах конституций: магистратная конституция, бургомистрская конституция, северогерманская конституция совета мест­ного самоуправления, южногерманская конституция совета местного самоуправления.

Система местного управления ФРГ строится в соответствии с адми­нистративно-территориальным делением, сходным в большинстве земель. Страна состоит из 16 земель, в состав которых входят округа, районы, города в ранге районов и общины. Все 16 федеративных земель имеют собственные избираемые населением парламенты, свои правительства и располагают законодательными компетенциями во всех областях, в кото­рых законодателем прямо не назван федеральный парламент.

Как Основной закон (Конституция) ФРГ, так и конституции земель закрепляют за общинами сильные позиции. В ФРГ в вопросе государственного строительства действует следующий принцип: если государство хочет иметь поддержку народа, то демократия должна стро­иться снизу вверх.

Общины в ФРГ интегрированы в общую систему государственной власти, являясь хотя и самым низшим ее звеном, но одновременно и самым важным.

Районы — это следующая ступень системы местного самоуправления и низшие органы собственно государственной администрации. Гла­ва района (ландрат) избирается либо непосредственно населением, либо районным собранием. Небольшие города и поселки входят в состав рай­она и подчиняются ему. Более крупные поселения могут сами выпол­нять функции районов — это так называемый город-район или район­ный центр.

Округа составляют среднюю инстанцию, промежуточную между министерствами земель и районами. Это чисто административные образования, они не имеют представительных органов. Глава округа обычно назначается правительством земли.

Важнейшей предпосылкой для закрепленного в статье 28 Основно­го закона ФРГ и в земельных конституциях права на самоуправление является, по мнению немецких ученых, право общин на собственные щеточники финансирования — налоги и сборы. Общины имеют право претендовать и на часть налоговых поступлений земли при учете задач, которые обязана выполнять последняя. Земли путем дотаций и перерас­пределения финансовых средств обязаны обеспечить общинам как минимум такое финансовое положение, которое позволит им выпол­нять свои задачи. Во многом благодаря таким финансовым гаран­тиям право на самоуправление не превращается в пустую фразу, а имеет реальное содержание и претворяется в жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: