Местное управление во Франции

Современная Франция — унитарное государство с высокой степе­нью централизации. Но так было не всегда. В XI в., например, граф про­винции Британия, населенной кельтами, имел больше власти, чем король Франции. Основные принципы организации самоуправления во Фран­ции были заложены еще в конце XVIII - начале XIX в. и существенно отличались от принципов, принятых в Великобритании.

Франция — одна из немногих стран мира, имеющих четыре уровня управления: коммунальный, департаментский, региональный и нацио­нальный. После Великой Французской революции образовалось три уровня власти: центр, департаменты, коммуны. Административно-тер­риториальное деление страны стало выглядеть следующим образом: центр, регионы (22 единицы), департаменты (более 100 единиц), ком­муны (более 36 тыс. единиц).

В истории развития французских структур власти четко прослеживаются три направления.

1. Централизация. По мнению Э. Дюрана, с последней трети эпохи
Средневековья носители государственной власти являлись единственными регуляторами общественной деятельности и самоуправления му­ниципалитетов. Государство было единственным проводником и выра­зителем общественных интересов.

2. Деконцентрация (не является антонимом централизации) — это
переустройство административной власти государства, в ходе которого
органы центра делегируют местным («деконцентрированным», или «внеш­ним») органам реальное административное управление, не подрывая при этом единства центральной власти.

3. Децентрализация. Французский профессор Ж. Буде-Бурдо в «Трактате о политической науке», изданном в 1967 г., определил это понятие следующим образом: «Деятельность называется децентрализо­ванной, если определяющие ее нормы разработаны властями того объе­динения, которого она касается. Таким образом, децентрализацию тер­риториальной единицы характеризует ее освобождение от центральных властей в данной деятельности».

Проведенная в 1982 г. децентрализация расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятель­ность в решении своих дел.

В соответствии с законом от 2 марта 1982 г. представители государственной власти в департаментах и регионах ста­ли именоваться «комиссарами республики» и «помощниками комисса­ра республики» вместо префектов и супрефектов, а статус этих должно­стных лиц существенно изменился: они потеряли исполнительную власть в департаменте, прекратили руководить регионами и вести админист­ративную опеку за коммунами и департаментами.

Децентрализация предоставила местным властям возможность в более полной мере удовлетворять социальные потребности населения, развивать новые услуги. Характерно, что инициатива в этой области исходила в первую очередь от местных органов управления.

Наиболее часто коммуны реализуют следующие виды помощи:

■ гарантии займов;

■ перекупку здания для сдачи его внаем предприятию;

■ субсидии и ссуды;

■ процентные скидки;

■ помощь в профессиональном обучении.

В то же время наличие на местном уровне специального уполномо­ченного, представляющего правительство, позволяет государству сохра­нить здесь достаточно сильные позиции.

Необходимо отметить, что в основе правового регулирования ком­петенции органов местного управления Франции лежит следующий принцип: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других орга­нов.

Одной из особенностей системы местного управления во Фран­ции было совмещение государственного и местного управления в преде­лах одних и тех же административно-территориальных единиц. В насто­ящее время регионы, департаменты и коммуны относятся к системе мест­ного управления. Но даже самим французам не всегда понятно, как разграничены полномочия между государством и выборными органами Местного управления.

Одно из достоинств французской системы управления — доско­нальная проработка вопросов государственной службы. В стране не принято выделять муниципальную службу; она рассматривается как разно­видность государственной. Во Франции существует три типа государ­ственной службы;

1) государственная служба верхнего эшелона;

2) государственная служба на уровне территорий (местная госу­дарственная служба);

3) служба в системе здравоохранения.

Внутри каждого типа, на каждом региональном уровне выделяют три категории государственных служащих в зависимости от образова­ния.

1. Категория «А» — кадровые работники в министерстве, прави­тельстве, мэрии, совете региона и т.п. Чтобы попасть в эту категорию,
необходимо иметь степень бакалавра (три года обучения в университете).

2. Категория «В» — служащие среднего уровня, которые занима­ются составлением документов на базе инструкций сверху. Им требуется степень бакалавра (колледж и лицей).

3. Категория «С» — работники-исполнители в таких органах, как
бюро, канцелярия. Для этой группы чиновников достаточно иметь сред­нее образование (колледж).

К основным правам местных государственных служащих относят­ся: свобода мнений; право на профсоюзную деятельность, на забастов­ки, на участие в разработке правил, определяющих статус государствен­ной службы, в принятии решений, касающихся отдельных служащих, и т.п.; право на здравоохранение, защиту от угроз и оскорблений, доступ к личному делу, постоянное повышение профессиональной подготовки, обязательные отпуска для повышения профессиональной квалифика­ции, отпуск и вознаграждение. К последнему относят оклад, пособие, дотации на содержание семьи, специальные пособия (в том числе пенсионные, социальные).

Среди основных обязанностей местных государственных служащих значатся: запрет на совмещение должностей; хранение служебных тайн, профессиональная сдержанность; иерархическое подчинение и соподчинение; обязанность предоставлять информацию по требованию общественности. Последняя обязанность выполняется только в той мере, в какой это не противоречит сохранению служебных тайн, правилам доступа к административным документам и соблюдения професси­ональной сдержанности.

Преобразования местного самоуправления во Франции осущест­влялись в нескольких направлениях:

1) создание региональных единиц, занимающих промежуточное
положение между департаментами и государственным управлением;

2) мероприятия на уровне коммун, называвшиеся структурной
реорганизацией;

3) реформы административного характера, касавшиеся различных
аспектов местного управления.

Проведенные в последние годы муниципальные реформы в Вели­кобритании и Франции несколько ослабили различия между этими двумя основными системами местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: